Сколько львёнка ни корми…
Трагический случай, произошедший недавно в Петербурге, в очередной раз поставил на повестку дня проблему содержания в доме экзотических животных
Если уж заводить дома ящериц, то жить они должны в террариуме
Татьяна Оносова, погибшая от укуса своего домашнего трёхметрового питона, умела обращаться со змеями – она была учредителем фирмы, занимавшейся в том числе обслуживанием террариумов и консультациями по содержанию рептилий. Долгое время у неё жила самка питона по имени Римма. Однако все навыки в обращении со змеями Татьяне не помогли. Питон оказался слишком опасным даже для неё – она погибла.
Несмотря на опасность, а нередко и незаконность содержания экзотических животных в обычной квартире, любители всё равно заводят змей, гигантских пауков, диких кошек или ещё каких-нибудь «милых зверушек», совершенно не предназначенных на роль домашних питомцев. Иногда это заканчивается смертью легкомысленного хозяина или кого-нибудь из его соседей. А уж менее серьёзные неприятности случаются и вовсе постоянно.
– Даже самый миролюбивый дикий зверь остаётся диким. Велика вероятность, что в один момент «выгорят предохранители» и он нападёт на хозяина, – уверен ветеринар Иван Ермолов, специалист по редким животным.
Большинство любителей экзотики покупают змей, игуан, детёнышей крокодила, обезьян или диких кошек, вообще не зная, как содержать их в неволе и как от них защищаться. В результате питомцы могут и покусать их, и сбежать… В 1990-е годы, когда люди начали массово ездить в отпуск за рубеж, в том числе и в разные тропические страны, стало модно привозить оттуда контрабандой местную фауну. Для самих животных большинство историй заканчивалось плохо: они умирали или от неправильного содержания, или от рук перепуганных соседей и вызванной ими милиции.
Например, почти не было шансов уцелеть у небольших обезьян, которых в те годы тоже было очень модно держать дома. Они с лёгкостью открывали замки или окна и удирали от хозяев, но, оказавшись на улице, замерзали, не выдержав слишком холодного для них климата. Лишь немногим животным-«мигрантам» повезло: они оказались в зоопарках.
Нынче держать крупных хищников мало кто рискует, а вот любители более мелких диких кошек встречаются постоянно. По слухам, детёныша лесного дикого кота, виверрового кота-рыболова или камышового кота можно купить на чёрном рынке за несколько тысяч долларов. Однако эти животные – в детстве милые и симпатичные, – вырастая, начинают кусаться ещё сильнее, чем цены на них. Кроме того, даже если приручённый дикий кот ведёт себя тихо и слушается хозяев, правильно содержать его дома – занятие не для слабонервных. Такие кошки не будут есть сухой корм, их надо кормить сырым мясом и рыбой, а раз в несколько дней – живыми рыбами или цыплятами, на которых по идее они должны самостоятельно охотиться. Без этого хищник начнёт болеть и может даже умереть.
Впрочем, хозяева, не способные справиться с дикими кошками, часто идут с повинной в зоопарк, и их слишком опасные любимцы отправляются к своим родственникам.
Самым известным из таких питомцев стал кот-рыболов по кличке Джон Дэвис, проживший в обычной квартире около трёх лет. Его хозяева – Михаил и Ольга Мещеряковы – держали дома ещё и обычного кота, и поначалу их любимцы неплохо ладили друг с другом и вели себя почти одинаково. Но Джон Дэвис рос, и чем старше он становился, тем сильнее в нём пробуждались дикие инстинкты, и в конце концов он стал претендовать на лидерство в «стае» и сделался слишком опасным для хозяев и для своего домашнего собрата. Так что теперь он живёт в зоопарке с другими кошками-рыболовами.
«Специалисты нам говорили, что дикий зверь не может стать до конца домашним, – написал Михаил в своём блоге, где до этого подробно рассказывал о жизни обоих котов. – Не будьте самонадеянны. Мы очень старались. У вас тоже не получится. Диких зверей в квартире держать нельзя».
То же самое можно сказать и о любых других диких кошках.
– Многие любят заводить дома каракалов, – рассказывает ветеринар Алексей Калиновский. – Однако чтобы одомашнить такого котёнка, его нужно отнять от матери в возрасте двух-трёх дней. От искусственного прикорма у животных часто развивается гиперпаратиреоз, то есть ломкость костей, после этого многие от такого питомца отказываются.
Одним словом, держать дома зверей, для этого не предназначенных, и опасно для людей, и жестоко по отношению к самим зверям. А чаще всего ещё и незаконно. Хотя если страсть к дикой природе очень велика, её можно удовлетворить, взяв на воспитание из зоопарка детёнышей, которые по каким-то причинам остались без матери. Главное – помнить, что потом, когда они подрастут, их необходимо будет вернуть в клетку.
Татьяна Алексеева, заместитель редактора отдела социальных проблем «НВ»
былое
Первого Кинга убили, второй сам стал убийцейВ 1970-е годы буквально вся страна следила за экспериментом по содержанию в обычной городской квартире Баку одного из самых крупных хищников – супруги Лев и Нина Берберовы взяли из зоопарка новорождённого львёнка, которого почему-то не приняла мать. Им удалось выходить слабого детёныша, и они не захотели возвращать его в зоопарк после того, как он подрос.
Поначалу всё шло хорошо: лев Кинг, а вместе с ним и пума Ляля казались ручными, слушались своих хозяев и никого не трогали. А Кинг даже снялся в нескольких фильмах. Например, это именно он бегает по Ленинграду в кадрах из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».
Несмотря на это, зоологи, наблюдавшие за этими животными, предостерегали Берберовых, что хищные звери могут повести себя непредсказуемо и стать опасными для людей. В конце концов так и случилось: после съёмок одного из фильмов, проходивших в Москве, Кинг неожиданно бросился на собаку, забежавшую на закрытую территорию недалеко от «Мосфильма», где жили Берберовы, а потом на попытавшегося защитить её хозяина, студента Валентина Маркова. На крик подруги Маркова прибежал милиционер, застреливший льва, который к тому времени успел серьёзно покусать молодого человека, – тот потерял много крови и чудом остался в живых. Причём Берберовы потом уверяли, что их питомец просто хотел поиграть с собакой и её хозяином…
После смерти Кинга Нина и Лев снова взяли домой львёнка, назвав его тем же именем, и это привело к ещё более страшной трагедии. Через несколько лет, уже после смерти Льва Берберова, подросший Кинг II по неизвестной причине напал на Нину и её сына Романа. В результате Роман погиб, Нина получила тяжёлые травмы, а ворвавшиеся в квартиру на их крики милиционеры застрелили и Кинга, и пуму Лялю.
компетентно
«Игуанам – да, рысям – нет»Екатерина Колгушкина, начальник отдела по связям с общественностью Ленинградского зоопарка:
– Чаще всего любители необычных животных заводят дома разных рептилий. Это могут быть и черепахи, и самые разные змеи и ящерицы, и даже детёныши крокодила. Такие питомцы могут быть опасны, если, например, это ядовитые змеи, но могут быть и вполне безобидными, как черепахи и игуаны. Но хозяин должен очень хорошо знать правила содержания таких животных и строго их соблюдать – тогда и сам он будет в безопасности, и его экзотические любимцы будут чувствовать себя хорошо.
Стоит также иметь в виду, что даже с неопасными рептилиями может возникнуть много проблем. К примеру, всем змеям, в том числе и неядовитым, необходим живой корм – мыши, лягушки…
С нехищными пресмыкающимися возможны другие проблемы. Например, черепахи – мирные животные, питаются только растительной пищей, разными овощами, листьями, и на первый взгляд с ними никаких трудностей быть не должно. Но не все люди осознают, что черепахи живут очень долго, – и некоторым такой питомец через несколько лет надоедает. С черепахой ведь не так интересно, как с кошкой, собакой или птицей…
В результате хозяева часто стараются избавиться от змей и черепах, а это тоже непросто. Наш зоопарк таких животных не принимает – их слишком много, и мы просто не сможем их всех вместить. Остаются либо зоомагазины (но они берут рептилий неохотно), либо другие хозяева, которые потом тоже могут заскучать или испугаться. Поэтому держать дома черепах и змей всё-таки не стоит.
Если очень хочется завести рептилию, лучше выбрать игуану или ещё какую-нибудь ящерицу. Их проще кормить – они едят разные травы, листья, овощи и фрукты, они подвижны, но не опасны для человека. Если они живут в правильно оборудованном террариуме, где поддерживается нужная им температура, проблем с ними не будет и сами они будут чувствовать себя хорошо.
А вот хищников или обезьян в Петербурге последние годы заводят дома не так часто. Хотя диких кошек или рысей люди иногда всё-таки покупают, и тут можно сказать однозначно: это огромная опасность. Любители таких животных думают, что если взять маленького, новорождённого детёныша и самостоятельно ухаживать за ним, то он вырастет ручным. Но это не так. Такой котёнок будет ручным только в детстве, но как только он достигнет половой зрелости, у него поменяется характер, скорее всего, очень резко и в худшую сторону. И он будет вести себя совершенно непредсказуемо – может разгромить всю квартиру, может броситься на хозяина и других людей. Может покалечить или даже убить человека, потому что все дикие кошки очень сильны. Даже обычных домашних кошек бывает трудно держать дома. А уж их диких родственников!.. Они уж точно не предназначены для того, чтобы быть домашними.
ракурс
Отношение к животным – тест на негативизмПавел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
Звероубийцы вызывают омерзение, но такое же чувство должны вызывать и люди, заставляющие животных существовать в абсолютно чуждых их природе условиях. И тут и там корень злодейства один: непоколебимая уверенность, что человек – хозяин зверей и имеет право сотворить с ними всё что угодно.
Люди, исповедующие этот принцип, обладают негативным мироощущением, то есть не всегда осознанным стремлением к уничтожению мира. Лев Гумилёв писал:
«Ведь для выражения мироощущения логических доказательств не требуется. Например, одни люди считают, что собак можно и нужно бить, а другие полагают, что бить беззащитных животных нельзя. Доказательств ни те, ни другие вам не приведут: каждому его правота очевидна, он её ощущает. И вот один говорит: «Ну какая свинья – взял и ударил собаку!» А другой ему возражает: «Ты что: дурак, что ли? Что ж её не бить, она же собака!»
Бить собак и мучить в городской квартире питона – две стороны одной гадкой медали. Человек, причиняющий боль или убивающий животное просто так, от скуки или плохого настроения, способен и на убийство человека, и на самоубийство, и на любой акт вандализма. Часто он исповедует ту или иную изуверскую идеологию, ненавидит деторождение, подвержен саморазрушительным привычкам вроде алкоголизма и наркомании или сексуальным девиациям, корни которых тоже в стремлении разрушить жизнь. Если говорить научным языком, это называется «стремление к упрощению систем». И это страшно.
«Превращение любой живой системы в жёсткую означает её гибель и дальнейшее упрощение до уровня атомов. Предел этого развития – вакуум», – писал Лев Гумилёв, создавший учение об антисистемах – сообществах людей с негативным мироощущением. Согласно этому учению, антисистемы поражают здоровый этнос, как раковые опухоли поражают организм, и могут привести к его гибели.
Раковые опухоли состоят из раковых клеток. В нашем случае это поражённые негативизмом люди. И отношение к животным – тест, с помощью которого можно определить отрицательное или положительное значение их мироощущения.
Недавно в Москве некая «поэтесса» выбросила с четвёртого этажа собаку, которая испачкала полы в квартире. Выбросила, «осознавая жестокий и садистский характер своих действий», – как определила прокуратура.
Конечно осознавала! Нисколько в этом не сомневаюсь, почитав в интернете неуклюжие вирши дамы:
Мне что промозглым днём,
что ночью бесполезной,
что радости, что грусти,
что «синька», что «трава»...
Короче, всё равно…