«Для Европы нет других вариантов, кроме покупки российского газа»

Технический директор «Северного потока» Сергей Сердюков рассказал «НВ» о прокладке через Балтийское море второй ветки газопровода

Технический директор «Северного потока» Сергей Сердюков рассказал «НВ» о прокладке через Балтийское море второй ветки газопровода

 

 

Одной из сенсаций завершившегося XIX Петербургского международного экономического форума стало подписание меморандума между «Газпромом» и ведущими европейскими нефтегазовыми концернами о прокладке через Балтийское море «Северного потока – 2» – второго газопровода мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год (первый «Северный поток» был запущен в 2011 году). Событие неожиданное, ведь Еврокомиссия который год твердит о планах по снижению зависимости ЕС от российского газа и чуть ли не полном от него отказе, срывает строительство «Южного потока». А в это время немецкий энергетический концерн E.ON, крупнейшая в Центральной Европе австрийская нефтяная компания OMV AG и нидерландско-британская Royal Dutch Shell подписывают с «Газпромом» меморандум о прокладке нового мощного газопровода в Северную Европу. Специально для «НВ» новость комментирует технический директор газопровода «Северный поток» (Nord Stream AG) Сергей СЕРДЮКОВ.

– На мой взгляд, эта новость была достаточно анонсированная. Ещё в 2013 году в прессе, правда с изрядной долей политического скептицизма, обсуждались планы по строительству новой нитки «Северного потока». Политика политикой, но для ЕС нет других приемлемых вариантов обеспечения энергетических потребностей, кроме покупки российского газа. Собственная добыча в Евросоюзе – в Нидерландах, Британии, Дании и Румынии – падает, Норвегия тем более Европу не потянет. Прокладки новых газопроводов из Алжира, Азербайджана, Туркмении и даже Ирана – это, как все понимают, крутая экзотика. Как и поставки сланцевого газа из США – дешевле топить печи пачками евро, чем возить газ из Америки. Специалисты, повторю, прекрасно это знают.

 

В начале июня я участвовал во Всемирном газовом конгрессе в Париже, где про всё возрастающую роль природного газа, который к 2040 году станет топливом номер один, говорилось открытым текстом. Разговоры о якобы сокращении доли российского газа – это желание политиков, но отнюдь не населения Европы, тем более не специалистов-энергетиков. Они-то знают, что свести топливный баланс без российского газа не получится. Тем более что после остановки всех АЭС в Германии (начиная с 2015 года и заканчивая 2022 годом) этому балансу потребуются дополнительные объёмы российского газа. Напомню, что до 2022 года в Германии должны быть остановлены все их 17 атомных электростанций. После чего их нужно будет демонтировать. И вложить 1,8 триллиона евро в другие виды энергетики, причём приоритетными объявлены нетрадиционные. Видимо, по нынешней моде нетрадиционной в Германии становится даже энергетика.

Уже в этом, 2015 году АЭС «Графенрайнфельд», одна из самых эффективных АЭС в Германии, будет закрыта. Это первая ласточка. Формально, согласно последней редакции закона об атомной энергетике, крупнейший оператор немецких атомных электростанций E.ON может продолжать эксплуатировать её до конца года, но экономически это уже невыгодно. Потом понадобится ещё как минимум 5 лет для того, чтобы топливные стержни остыли. Лишь тогда их можно будет вынуть и поместить в контейнеры для временного хранения. Их, в свою очередь, закроют в хранилище с красивым названием «Белла» (на самом деле это уродливое серо-зелёное здание), которое будет стоять здесь до 2046 года.

В общем, Европе вскоре потребуются дополнительные объёмы газа. Но возникает вопрос с его доставкой в Европу. С транзитом через Украину имеются проблемы не только политические и экономические, но и технические. Газотранспортная система (ГТС) Украины, как я не раз говорил, – это металлолом, спрятанный под землёй. Дай бог, она проработает предстоящие четыре года без крупных аварий, но я бы на это особо не рассчитывал. Поэтому к концу 2019 года и планируется построить «Северный поток – 2». Как не раз подчёркивал председатель правления «Газпрома» – в первую очередь для новых объёмов потребления. Ну и, конечно, как страховка всех европейских поставок. Подводный коридор через Балтику мы проверили и расчистили, ещё когда строили первый «Северный поток», так что особых проблем не предвидится. Изменилось только место входа в море – первый газопровод идёт из Выборгского района Ленобласти, а второй планируется проложить из Кингисеппского района, от Усть-Луги. Выход в Европу там же, где был, – в немецком Грайфсвальде. Сложностей со строительством подземных трубопроводов по территории Европы не предвидится – ими будут заниматься наши западные партнёры. Как они будут решать вопросы с Еврокомиссией, с Европейским энергетическим агентством – это их забота, мы отвечаем только за морскую часть трассы. Не думаю, что возможно повторение ситуации с «Южным потоком». Всё-таки Северная Европа, особенно Германия, – это вам не Болгария и не Сербия, её энергетической безопасностью рисковать никто не будет.

Разумеется, на наших европейских парт­нёров произвели впечатление подписанные Россией в прошлом году газовые контракты с Китаем, они заметно ускорили переговоры по «Северному потоку – 2». Но и без этого подписание новых газовых соглашений с нашими постоянными европейскими партнёрами было практически неизбежным. Мы много лет знакомы, доверяем друг другу, и это имеет куда большее значение, чем громкие заявления чиновников и политиков ЕС. Об этом и свидетельствует подписанный на ПМЭФ меморандум о новом трубопроводе.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.