Просыпайся, народ!

Сон общественной мысли способен породить одни лишь «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Поэтому не стоит дожидаться очередного кошмара

Сон общественной мысли способен породить одни лишь «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Поэтому не стоит дожидаться очередного кошмара.

Болел полторы недели, отлёживался на диване и натащил на прикроватный столик множество книг. В частности, одним махом проглотил три романа Джона Катценбаха. На русский их перевели четыре, но до последнего я ещё не добрался, зато листал с огромнейшим интересом и те, что ещё не успели обрасти кириллицей.

Хороший писатель, бывший корреспондент криминальных отделов газет штата Флорида, и фабулы своих текстов он строит достаточно прочно, придумывая увлекательную интригу. Но там есть и сочные описания места действия, и броско очерченные персонажи, и ещё – размышления автора о смысле нашего существования. То есть работы американца поднимаются над уровнем боевика/детектива и переходят в следующий книжный разряд – беллетристический. Что же меня более всего подкупает в этих текстах – интеллектуальный уровень главных героев. В двух романах расследование ведут профессора психологии, в одном юрист, в двух – журналисты из числа думающих. В шестом частным сыщиком оказывается отставной полицейский, который изображён индивидом вполне разумным – его голова более важный рабочий орган, чем кулаки и ноги.

Я принялся вспоминать наших героев дня. За исключением Яши Штерна из романов Льва Гурского не могу припомнить сыскаря ни полицейского, ни частного, у которого на полке стояло бы несколько книг. Разумеется, за исключением той, что считал главной герой баллады Владимира Высоцкого: «Открою Кодекс на любой странице, / и не могу, читаю до конца».

Такой антиинтеллектуализм невозможно объяснить одной деформацией писательского сознания. Да, в самом деле, и в романах-повестях-рассказах, которые зачисляют по ведомству высокой прозы, большая часть персонажей – сугубые маргиналы, но требует ли наша публика иных образцов поведения? Ведь книги Катценбаха в России расходятся не слишком удачно, хотя в тех же Соединённых Штатах практически каждая оказывается бестселлером. Также невостребованными оказались исторические романы Бернарда Корнуэлла, Сесила Форрестера, Патрика О’Брайана… Герои этих авторов отнюдь не кабинетные мыслители, а люди «прямого действия», однако побед своих они добиваются благодаря знаниям, а не одним только мышцам. Эллис Питерс с её братом Кадфаэлем тоже прошла где-то на периферии российского читательского интереса, хотя эти детективы я уверенно могу рекомендовать в качестве образца книготерапии.

Человек мыслящий сегодня не в чести у нашей читающей публики, и такая ситуация обескураживает. Мы говорим об инновациях, о развитии наукоёмких производств, вкладываем огромные деньги в подобные проекты, но они изначально обречены на провал. Потому что обществу – не правительству, а именно обществу – катастрофически неинтересны мыслящие субъекты.

Вы можете представить себе персонажами современных книг Жака Паганеля и капитана Немо? Я – нет. Проблема не в старомодных манерах учёного географа и нереалистичной отделке внутренних пространств «Наутилуса». Главное в том, что и француз, и индиец сегодня чужды российской публике прежде всего потому, что в иную сторону направлен их вектор жизни. Так же как чужие сегодня и физик Сергей Крылов из романа Даниила Гранина «Иду на грозу», и врач Владимир Устименко из трилогии Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё».

Мы впали в спячку. Ситуация не уникальная, она описана Арнольдом Тойнби в одной из глав его труда «Постижение истории». Там британский мыслитель сравнивает движение цивилизаций с движением группы альпинистов. Кто-то шагает упорно вверх, надеясь в ближайшее время достичь перегиба, а кто-то уже спокойно отдыхает на полке, собирая силы для будущего рывка; лидеры же, покинув спокойное место, продолжают подъём. Мы находимся в средней группе, мы дремлем и расслабляемся после резких движений рубежа прошлого и нынешнего веков.

Но по личному опыту нескольких восхождений могу сказать – нужно уметь заставить себя подняться, скинуть дремоту, собраться и сделать первый шаг, самый трудный. Надо начать думать, пора забыть о сериалах, ток- и реалити-шоу, танцах и скачках со звёздами. Большинство, разумеется, так и останется на диване, но кто-то же должен идти вперёд и тащить за собой молчаливую инертную массу. В противном случае сон общественной мысли может породить одни лишь «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.