То, о чём все знали, но боялись сказать

Многие слышали историю про голландского мальчика, который заткнул пальцем дыру в плотине и тем самым предотвратил её размыв и затопление города. В данный момент в роли таких мальчиков выступают Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Они пытаются заткнуть дырки, которые проделала в плотине Греция. Чтобы не усложнять метафору, сразу поясним: море, которое плещется за плотиной, – это море долгов западных стран

Многие слышали историю про голландского мальчика, который заткнул пальцем дыру в плотине и тем самым предотвратил её размыв и затопление города. В данный момент в роли таких мальчиков выступают Ангела Меркель и Франсуа Олланд. Они пытаются заткнуть дырки, которые проделала в плотине Греция. 

Чтобы не усложнять метафору, сразу поясним: море, которое плещется за плотиной, – это море долгов западных стран. Плотина, которая их сдерживает, – это вера в честность и платёжеспособность ЕС и США. Дыры, как уже сказано, наделала Греция, которая первая из стран зоны евро отказалась выполнять требования своих кредиторов: мол, не можем и не хотим. И подкрепила это народным голосованием. 

Плотина (то есть уровень доверия) угрожающе затрещала. И если героические мальчики – Меркель, Олланд, Кристин Лагард и Жан-Клод Юнкер – не законопатят срочно все щели, наступит катастрофа. Выяснится то, что все и так прекрасно знают, но боятся себе в этом признаться: западный мир, он же – «мировое сообщество», «развитые страны» и «золотой миллиард», набрал столько долгов, что никогда не будет в состоянии их выплатить. Они сами об этом знают и живут по известному принципу: после нас – хоть потоп! Но потоп может случиться куда раньше. 

Статистика по этому вопросу – в открытом доступе. Как ни странно, в лидерах по задолженности не Греция, не Португалия и даже не пресловутые США. У Америки, кстати, госдолг «всего» 98 процентов ВВП. Зато у такой солидной, благополучной, привлекательной страны, как Великобритания, долг – 400 процентов ВВП! 158 тысяч долларов на каждого жителя страны. Ещё глубже в долгах образцово-показательная, преуспевающая во всех отношениях страна-сказка Швейцария. Её долг – 417 процентов ВВП (192 тысячи долларов на человека). Под стать им мирная сытая Бельгия – 338 процентов. Недавно в моде было восхищаться «скандинавским социализмом» Швеции, Дании – так вот, их благополучие тоже взято в долг, он у них под 200 процентов. Франция и Германия, которые долго пеняли грекам за жизнь не по средствам, оказывается, сами живут взаймы: у той же Франции долг 236 процентов. 

Понятно, что никто из вышеназванных благополучных европейских стран не собирается свои долги полностью отдавать. Да это и невозможно. Можете представить себе британца, который на четыре года отказывается от еды, электричества и даже воды – она ведь тоже денег стоит, – но при этом ходит на работу ради того, чтобы честно отдать долги своей страны? Даже если голодовку возглавит королева, на четыре года её не хватит, максимум на неделю. Рассрочка выплат лет на 10–20 также не поможет: проценты будут нарастать быстрее, чем должники смогут их отдавать. 

Вернёмся к Греции. Волнения и ожидания – что решит внеочередной саммит ЕС, какие предложения выдвинет Ципрас, есть ли план действий у МВФ – совершенно напрасны. У европейских лидеров нет выбора: плевать им на греков, но Грецию нужно спасать – заморозить долги, помочь деньгами на первое время и взять с неё хотя бы обещание, что будет платить. Потому что завтра может отказаться от обслуживания долгов, ссылаясь на бедность, Португалия – зачем ей отдавать кредиторам 508 миллиардов, которые ей самой пригодятся? На очереди Испания, Италия. А затем, когда задёргаются и побегут закрывать депозиты вкладчики европейских банков, владельцы еврооблигаций и резервов в евро, посыплется всё. 

Впрочем, если греческий премьер, понимая ситуацию, слишком уж много будет требовать, Грецию могут объявить паршивой овцой, которую, чтобы она не портила породистое евростадо, нужно убрать вон. Но проблема долгов развитых стран никуда от этого не денется. Они безнадёжны, и прорыв плотины – вопрос только времени.

Можно не сомневаться: эта тема будет одной из основных на начинающемся саммите БРИКС. Дело в том, что все страны – участники встречи в Уфе имеют крайне низкие уровни госдолга. У России он 36 процентов ВВП, у Бразилии – 22, Индии – 23, у Китая вообще 9 процентов. То есть они бедные, но честные. Они не берут денег в долг больше, чем могут отдать. Но долговая система мира устроена так, что в случае «большого банкротства» пострадают не только сами банкроты, но и те, кто давал им в долг. Кто за красивые бумажки поставлял им нефть, газ, продовольствие и промышленные товары. Поэтому страны БРИКС тоже не заинтересованы ни в дефолте Греции, ни в развале всей еврозоны. Плотину нельзя разрушать, но можно построить на ней шлюзы, с помощью которых плавно понижать уровень европейского долга. Не давая должникам возможности отвертеться, спрятаться за какие-нибудь решения парламентов, народные волеизъявления и тому подобное. 

Задним умом все сильны. Сколько лет мы посыпали голову пеплом, укоряя себя, что не умеем работать, потому и живём хуже, чем в Европе, не говоря уж о США. А эти профессиональные должники ещё давали нам советы, которым мы следуем до сих пор: сжимать денежную массу, держать высокие ставки по кредитам – а то вдруг наш бизнес и наука станут конкурентоспособными… Спасибо Греции, что она открыла всем глаза. Может, за это ей действительно стоит списать часть долга?

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.