Человек в погоне за бессмертием

Учёные уже не только мечтают, но и обсуждают, как победить старение и продлить жизнь, причём до бесконечности

Учёные уже не только мечтают, но и обсуждают, как победить старение и продлить жизнь, причём до бесконечности

В последнее время всё более популярными и к тому же реальными становятся идеи трансгуманизма. Суть этой философской концепции в использовании всех достижений и открытий для улучшения человека – здоровья, умственных и физических возможностей, а также для победы над болезнями, замедления старения и возможности избежать смерти. Что из этого может сослужить реальную службу уже не сегодня, так завтра, а что останется сказкой по крайней мере в обозримом будущем? Этот и другие вопросы обсуждали на лекциях на Geek Picnic, который недавно прошёл в Петербурге.

Старение как программа

За последние два века продолжительность жизни выросла фактически вдвое. Если в XVIII веке европейцы в среднем жили чуть больше 30 лет, то нынче в таком возрасте частенько заводят первого ребёнка. Огромную роль в борьбе за долголетие сыграли принципиальное улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, создание сети медицинского обслуживания и, конечно, новые лекарства. Теперь большие надежды возлагаются на технологии – механические тела, пересадку головы, оцифровку сознания и возможность скопировать его в Сеть.

Между тем есть несколько версий того, что такое старение. Одни называют этот процесс болезнью, которую можно и нужно лечить. Другие видят в нём механизм, заложенный самой природой и свойственный не только человеку.

– Без смерти нет эволюции. Там, где смерть, там и новая жизнь, – считает профессор Университета Калифорнии философ Крис Грей.

Примерно о том же говорит и ведущий научный сотрудник биологического факультета МГУ Максим Скулачёв. Он привёл в пример зайцев. Пока они молоды, умственные способности не играют особой роли. Они способны уйти от лисы-смерти просто потому, что быстро бегают. Но старость накладывает свой отпечаток. Животные становятся не столь проворны, и менее умный будет съеден. Соответственно, более умный останется жить, а значит, размножаться. Тем самым его способности закрепятся и последующее поколение зайцев будет немного умнее и жизнеспособнее предыдущего.

С другой стороны, старение – это процесс постепенной самоликвидации, который в итоге заканчивается смертью. И он характерен для всех живых существ, причём у большинства запускается после потери репродуктивных способностей. Но у людей этот процесс длится дольше. В чём секрет?

– Бабушки и дедушки могут передавать информацию следующим поколениям и могут оказаться очень полезны для вида в целом. Правда, не все это делают. Некоторые бабушки и дедушки – мизантропы, у некоторых множество своих дел, – рассказывает Максим Скулачёв. – Где-то у нас есть механизм распознавания: а ты какая бабушка или дедушка? Если вокруг тебя собираются люди моложе тебя и ты им что-то такое рассказываешь, твоя программа старения должна быть замедлена. Значит, ты полезен для вида.

Наверняка каждый из нас может вспомнить пожилого педагога, который, несмотря на возраст, продолжал работать по специальности. Но будучи отправленным на покой, умирал в течение двух-трёх лет.

– Это подтверждается статистикой. Если вы мужчина и нобелевский лауреат, то у вас вероятность дожить до 90 лет примерно 16 процентов. Если же вы просто рядовой мужчина – меньше десятой доли процента, – приводит пример учёный.

Механизм старения и самоликвидации организма начал исследовать ещё отец Максима Скулачёва – российский биохимик, академик РАН Владимир Скулачёв. В своей книге «Жизнь без старости» он приводит два главных правила долголетия: сокращение питания на 30–40 процентов и тяжёлые физические нагрузки. Однако, как отмечает сын, эти правила могут лишь замедлить старение, но они бессильны перед смертью. Поэтому, если в организме существует программа, результатом которой является смерть, надо попытаться сломать саму программу.

Ломать – не строить

Один из методов «ломания», кажется, уже найден. Учёные обнаружили, что во время старения внутри митохондрий наблюдается избыток активных форм кислорода. Причём организм сам синтезирует яд, который его потихоньку отравляет и убивает.

Все мы слышали о волшебных свойствах антиоксидантов. Однако для победы над старением они должны удовлетворять следующим условиям: действовать целенаправленно и проникать исключительно в митохондрии, быть безопасными. Впрочем, до самого конца XX века ни один из известных антиоксидантов этим условиям не удовлетворял. И только в начале нынешнего столетия появился реальный кандидат в «эликсиры молодости» – митохондриальный антиоксидант SkQ.

Более 10 лет его тестировали на крысах и мышах, добавляя в воду с малых лет. Животные дольше оставались молодыми и с возрастом не теряли способности к размножению. Хотя в итоге всё же умирали. Ведь жизнь – это некоторый баланс между смертью одних клеток и возникновением других.

А что же с людьми? Старение не болезнь, ибо им нельзя заразиться или не заразиться, старение случается у всех и всегда. Поэтому SkQ не лекарство, а вещество, меняющее привычный ход вещей. Но оно может попасть в организм только в виде… лекарств. До тех пор пока не будет доказано, что вещество лечит те или иные конкретные болезни, его просто не дадут вывести на рынок. Согласно этой логике, были выпущены глазные капли с небольшим содержанием антиоксиданта, помогающие при старческих болезнях глаз, таких как катаракта или синдром сухого глаза. Клинические испытания препарата завершились успешно. Капли одобрили, их можно купить в аптеке, правда только по рецепту офтальмолога.

– Получив такой замечательный результат с глазными каплями, мы решили, что уже можно идти на системное применение препарата. И в июне этого года Минздрав выдал нам разрешение на начало первого клинического исследования на людях, – говорит Максим Скулачёв.

Тут следует уточнить: Минздрав потребовал сначала провести исследования на молодых здоровых людях, чтобы доказать, что им не становится хуже. Процесс этот долгий, так что работает ли механизм прерывания старости или нет, мы узнаем не через год и даже не через два.

Впрочем, метод Скулачёвых не единственный.

– Лекарство от старости  (а старение – это всё-таки болезнь) скоро, несомненно, появится, – уверен биоинформатик, директор стартапа iBinom Андрей Афанасьев. – Но появится не в России.

Критикуя митохондриальный подход, он напоминает, что испытания проводились на мышах и животные действительно дольше оставались молодыми, но в целом радикального увеличения продолжительности жизни не произошло.

– Когда говорят, что какое-то лекарство в пробирке убило раковые клетки, нужно помнить, что в общем-то и выстрел из пистолета их тоже убьёт, – привёл образное сравнение Андрей Афанасьев.

Импланты, протезы и картирование мозга

О теориях старения человеческого организма можно говорить долго – их свыше двух десятков. Но есть и радикально иная точка зрения на проблему долголетия – киборгинизация, то есть расширение возможностей человеческого тела с помощью различного рода технологий.

Профессор Университета Калифорнии Крис Грей категоричен:

– Все, кого в детстве прививали, – киборги.

На самом деле такое определение было дано ещё в 1960-х годах. В современном же понимании это слово обозначает организмы, совмещённые с какими-либо механизмами. Иначе говоря, являющиеся живыми и мёртвыми одновременно. Вот и на Geek Picnic в конференции киборгов принимали участие… люди. От большинства присутствующих их отличало наличие технологичных протезов рук и ног, а также импланты, значительно расширяющие возможности человеческого организма.

Как рассказал один из участников, если сейчас протезы повторяют или расширяют простой главный функционал рук или ног (сгибаться, разгибаться, держать предметы), то в скором времени появятся устройства, способные передавать ощущения: горячо или холодно, твёрдое или мягкое...

Иначе дела обстоят с имплантами. Они не повторяют – они добавляют новые возможности. Биохакер Рич Ли встроил в мочки ушей динамики. Теперь он может слушать музыку без наушников. Ещё дальше пошёл австралийский художник Стеларк. Он встроил себе в руку искусственное ухо (микрофон в виде человеческого уха), а динамик в рот. Зачем? В «ухо» можно говорить при звонке на мобильный другому человеку. Голос того, кому звонят, будет раздаваться изо рта художника.

– Уже сейчас идёт работа над имплантами, которые позволят жестами управлять устройствами или набирать текст, – рассказал Ли.

Впрочем, пока трудно себе представить, зачем, кроме развлечения, нужно управлять кофеваркой жестом руки. А вот в медицине такого типа технологии действительно находят применение. Так, уже разработаны импланты, которые, будучи встроены в спинной мозг, способны помочь ликвидировать неврологические синдромы таких болезней, как, например, болезнь Паркинсона. Сейчас подобные работы ещё на стадии исследований, но потенциал «мозговых протезов» высок.

Рассказывая о картировании мозга, в том числе человеческого, нидерландский нейробиолог и нейроинженер, создатель теории «эмуляции мозга» Рэндал Кёне отметил, что изучение частей, а не всего органа в целом может быть более эффективным.

Уже сейчас идёт работа над кремниевыми протезами, которые можно будет вживлять в мозг и лечить таким образом от болезни Альцгеймера или инсульта. Но главная цель исследователей не победа над болезнями, а полное воспроизведение мозга с последующим созданием независимого разума.

Мы будем жить вечно… в Сети

Зачем нам независимый разум? Как минимум чтобы понять, как работает разум «зависимый», то есть наш.

– Если мегапроектом 2010-х можно считать картирование мозга, то мегапроектом 2020-х будет картирование сознания, – считает профессор бизнес-школы «Сколково», один из сооснователей Российской группы Нейронета Павел Лукша.

А трансгуманист Наташа Вита-Мор даже готова отдать свою голову на отрезание, чтобы в дальнейшем её сознание смогли перенести либо в другое тело, либо в машину. Но с сознанием всё не так просто. Практически все, выступавшие на Geek Picnic, сошлись во мнении, что наука пока не знает, как «формализовать сознание».

– Мы смогли научить компьютер играть в шахматы, но не смогли научить играть в шашки го, – напомнил, говоря об алгоритмах, мышлении и программировании, магистр прикладной математики из Научно-исследовательского университета ИТМО, победитель первого петербургского Science Slam Георгий Милютин.

По словам Криса Грея, ошибочно считать, будто человек думает исключительно мозгом. В нашем организме всё связано, поэтому идея с пересадкой головы другому человеку обречена на провал. Мозг может просто не «опознать» и не «признать» новое тело, тем более если это будет и не тело человека вовсе.

– Первое сознание человека, которое перенесут в компьютер, сойдёт с ума, – уверен Грей.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.