«Настроение испорчено. Время потрачено»

Туристы, приезжающие в Петербург, рискуют столкнуться с непрофессиональными гидами, которые покажут, где расположен остров Буян, и расскажут, как Романовы строили метро в Царском Селе

Туристы, приезжающие в Петербург, рискуют столкнуться с непрофессиональными гидами, которые покажут, где расположен остров Буян, и расскажут, как Романовы строили метро в Царском Селе

Туристический сезон в Петербурге в самом разгаре. Суда и судёнышки на реках и каналах того и гляди встанут в пробках. У всех знаковых мест северной столицы каждый день выстраиваются вереницы туристических автобусов. То там, то сям взгляд выхватывает высоко поднятый над головами идущих плотным потоком людей сложенный зонт или флажок – так гиды и экскурсоводы ориентируют своих подопечных, куда им идти. Именно от них – гидов и экскурсоводов – в значительной степени зависит, какое впечатление у гостя сложится о городе. И, к сожалению, иногда оно оказывается не самым радужным…

«К своему величайшему стыду, только сейчас узнала, что остров Буян и 33 богатыря, которые «в чешуе, как жар горя» выходили из воды в сказке Пушкина, реально существовали и живы поныне! – огорошила знакомая москвичка своей записью в блоге. – Остров находится в Питере, а 33 богатыря – это форты и маяки Кронштадта…»

Столь неожиданные знания она почерпнула из рассказа экскурсовода во время недавнего путешествия в Кронштадт. И очень расстроилась, когда просвещённые читатели её блога в пух и прах разнесли правдивость полученной информации. «Я это не придумала – это нам рассказывали. Теперь буду знать, что нужно читать книги и не слушать экскурсоводов», – сделала скоропалительный вывод огорчённая девушка. 

С помощью наводящих вопросов стало понятно, что за упоминавшийся ещё в былине о Садко и славянских заговорах остров экскурсовод выдала Тучков буян – островок в русле Малой Невы с его бывшим зданием пеньковых складов. 

Сотрудников отдела пушкиноведения Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН этот рассказ очень позабавил. 

– Это, конечно, абсолютный бред, – со смехом пояснили «НВ» профессиональные исследователи творчества Пушкина. – В случае со «Сказкой о царе Салтане…» все отсылки идут на фольклорные источники. На Тучков буян точно никто из исследователей не ссылался. То же и с богатырями… Ещё раз, где такое туристам рассказывают?

В 1970–1980-е годы ленинградские гиды-переводчики и экскурсоводы были признаны лучшими в мире. Да и сейчас профессионалов, которые не только превратят ваше пребывание в Петербурге в сказку, но и обогатят ценнейшими знаниями, немало, и ценятся они по-прежнему очень высоко. Однако даже в такой семье, всегда считавшейся «белокостной» и «голубокровной», с приходом капитализма появились свои уродцы, не слишком озабоченные соответствием высокому званию профессионала. Туристическим фирмам и фирмочкам нет числа, в пик сезона спрос на услуги зашкаливает, ну а стремления предпринимателей к сверхприбыли ещё никто не отменял. Тем более что за сезон нужно заработать столько, чтобы хватило до следующего. 

С другой стороны, предложение рождает спрос. Настоящий профи – со знанием иностранных языков, солидным опытом, городской аккредитацией и лицензиями, за которые питерские музеи дерут с гидов-переводчиков три шкуры, – обойдётся бизнесмену в среднем в 800–1000 рублей в час. Поэтому и соблазн сэкономить весьма велик. А чем вернее всего заманить туриста, особенно старающегося сэкономить? Конечно же, ценой на свои услуги! О качестве недорогих услуг, понятно, турист редко задумывается.

Серьёзные фирмы, давно работающие на рынке, своей репутацией дорожат. Но есть и те, что охотно возьмут на работу экскурсовода-любителя, который за умеренное вознаграждение будет рассказывать туристам, что Романовы хотели построить метро в Царском Селе, или выдаст за «памятник детям блокады» восстановленный фрагмент созданной ещё в XIX веке скульптурной группы в одном из двориков Загородного проспекта. При этом упрёки корреспондента «НВ» в непрофессионализме подобные бизнесмены категорически отвергли. 

– Сейчас очень мало туристов, которые действительно интересуются архитектурой, историей города, искусством, – уверял меня один из предпринимателей. – Нужно что-нибудь попроще, эдакий экскурсионный фастфуд. Что большинству современных туристов, особенно молодых, нужно? Селфи на фоне. Ну и сувениры. Многие ли из них потом будут рассказывать знакомым о Растрелли и Трезини? 

Случается, что и «бездипломные» гиды и экскурсоводы бывают великолепными рассказчиками и знатоками города. Но таких людей, готовых сутками просиживать за книгами и способных в ворохе информации отделить зёрна от плевел, не так много. 

– Серьёзная компания не обратится к услугам неквалифицированных гидов или экскурсоводов, – пояснили «НВ» в компании «Гид-Интур». – Не имеющие городской аккредитации гиды не могут работать в том же Эрмитаже или Петропавловской крепости. А вот на улице, когда люди сами ищут экскурсовода через сомнительные сайты, через знакомых или интернет-форумы, – там да, всё возможно. 

Беда не только в том, что можно получить недостоверную информацию. В конце концов, дотошных туристов, которые, условно говоря, отличают коринфский ордер от ионического, в общей массе гостей города не так много. Куда обиднее столкнуться с несоблюдением профессиональной этики и отсутствием у гида или экскурсовода организаторских способностей. В таком случае поездка может обернуться сплошным разочарованием. Вот и моя столичная знакомая во время путешествия в Кронштадт хлебнула этого сполна. 

– Очень хотелось посмотреть Кронштадт и всё это совместить с Финским заливом, – рассказывает она. – Нашла такую экскурсию, оплатила по интернету, но осталась жутко расстроена качеством предоставленной услуги. Наш экскурсовод, уже немолодая дама, которая наотрез отказалась называть свою фамилию, при высадке в Кронштадте посоветовала группе сходить в туалет на «Метеоре». Мол, в городе с этим проблема. Выстроилась гигантская очередь. Как вдруг в середине процесса «Метеор» отплыл от берега, в результате чего часть группы так и осталась на судне. Стюард объяснил, что в Кронштадте судам некуда пришвартовываться и они уступают место друг другу. Посему пришвартоваться вновь мы смогли только через 20 минут. Свою группу догнали у Морского собора, на осмотр которого экскурсовод дала нам пять минут, сказав, что будет ждать всех на площади, указав конкретное место. Через пять минут, как и договаривались, мы выскочили из собора, но экскурсовода не обнаружили. Искали её полчаса, звонили на мобильный, но она так и не ответила на звонок. Пришлось вернуться к «Метеору», где мы ждали экскурсовода ещё 20 минут. Разумеется, устроили ей скандал – ведь экскурсии, за которую мы заплатили, по сути, так и не было. А что толку-то? Настроение испорчено, время потрачено…

Подобные комментарии нередко можно прочесть и в Сети. И сразу понятно, на кого нарвался гость северной столицы. С профи, дорожащими своей репутацией, подобных инцидентов не случается. 

Но иногда от экскурсоводов-самоучек, стремящихся вырвать своего клиента в кишащем акулами турбизнеса море, страдают не только туристы. Так, например, в последние годы из нетривиальных туристических продуктов популярными у молодёжи стали экскурсии по крышам. Избавить себя от назойливых ходоков не всегда получается, даже если в доме все двери на замке – в интернете для таких «гидов» предлагают и универсальные электронные ключи для домофона, и отмычки для навесных замков на чердаках. Горе-экскурсоводов мало волнует, что некачественно настеленные кровли – а это несколько лет назад стало настоящим бедствием для жителей верхних этажей, когда каждая оттепель оборачивалась протечками, – ещё сильнее повреждаются при таких вояжах. Вот и жильцы дома на Гороховой со знаменитой Ротондой уже как могут баррикадируются от подобных визитёров. А ведь в последнем случае возможен взаимовыгодный симбиоз. Было бы желание, взаимная ответственность и готовность всех экскурсоводов быть ответственными за тех, кого они «приручили». 

Шуточный принцип «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» вполне применим и к туристическому Петербургу. Рецепт прост и ничем не отличается от других сторон жизни. Хочешь получить качественную услугу? Обращайся к профессионалам и не экономь на важных для себя вещах. 

 

авторитетно

«Не приглашаем тех, в ком сомневаемся»

Юлия Шамай, генеральный директор Национального учебного центра «Интурист», почётный гид Санкт-Петербурга:

– Давайте сразу разделим два понятия. Гид-переводчик работает на иностранных языках с иностранными туристами, он проводит не только обзорную экскурсию по городу, но и экскурсии в музеях. Экскурсоводом, как правило, называют специалиста, который работает на русском языке и проводит все автобусные и пешеходные экскурсии. Он не может войти в музеи с группой, потому что для русскоговорящих туристов экскурсии по музеям, где есть входные билеты, проводят музейные методисты. 

Проблема непрофессионалов, безусловно, существует. В отношении экскурсоводов, работающих на русском языке, фактически существует лишь один фильтр – туристическая фирма. Она может принять на работу экскурсовода и без профильного образования, которое, в частности, можно получить в нашем центре. Больше здесь проверяющих нет. Если человек не прошёл никакого обучения, а сам подготовил материалы, то в этом случае могут случиться недоразумения. Это могут быть и наши выпускники, которые, увы, плохо учились. Мы их не рекомендуем на работу, но они невысоко оплачиваемы, а посему некоторые турфирмы их берут к себе. Или может быть ещё следующая проблема: высокий сезон, не хватает экскурсоводов, берут всех подряд. 

Если мы выпускаем профессионала и ставим ему хорошую оценку, он включается в наш список рекомендованных к работе экскурсоводов, подобных «ляпов», которые случились с гостьей из Москвы, не может быть. Конечно, хотелось бы, чтобы люди без профильного образования не принимались на такую работу. За содержанием экскурсий профессиональных экскурсоводов следит обучающая компания во время обучения. 

Например, специалисты нашего центра прорабатывают экскурсию по городу, мы даём выверенный материал. Пишут наши ученики текст экскурсии – мы его проверяем. Интернетом мы рекомендуем не пользоваться. Безусловно, там есть прекрасные сайты, множество ценного материала, но к этому нужно подходить с умом. А кто проверит качество материала у самоучки? Он может взять его откуда угодно и включить в свою экскурсию. За этим никто не следит. Но это, пожалуй, как в любой профессии: врач вам тоже может поставить неверный диагноз или учитель низкой квалификации может говорить на занятии то, что ему в голову придёт. Но, как правило, люди, которые осознанно и с желанием идут учиться, и к материалу по-другому относятся, ответственно. И так во всех сферах, не только у экскурсоводов. 

Конкуренция среди гидов и экскурсоводов сейчас очень велика. Работа сезонная, сейчас как раз высокий сезон, поэтому экскурсоводов часто не хватает. Кто-то вам может сказать, что работу не найти, но я из своего опыта знаю, что хорошим экскурсоводам без дела сидеть не приходится. Бывает, что нам попросту не найти свободных сотрудников на какие-то даты. Но мы никогда не приглашаем и не рекомендуем нашим коллегам тех, в ком сомневаемся. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.