«Подорожником» солярку не оплатишь?
«НВ» выясняло, почему водители в маршрутках Петербурга стали отказываться принимать электронные карты оплаты проезда
Маршрутка № 308. Стоим недалеко от железнодорожной станции Удельная, ждём, пока наполнится салон.
– Возьмите, пожалуйста, – протягиваю водителю Жоре зелёную пластиковую карту.
Жора нехотя достаёт переносной валидатор. Прикладывает его к проездному – раздаётся долгожданный «пик», загорается зелёная лампочка.
– Нет, девушка, давайте попробуем ещё раз, – зачем-то просит водитель. Я протягиваю карту, и на приборе загорается уже жёлтая лампочка и надпись: «Повторный контроль». Значит, деньги с карты только что списали.
– У вас не работает карта – должен загореться зелёный, – выдаёт Жора.
В погоне за прибылью маршруточники всё чаще отказываются принимать в качестве оплаты у пассажиров «Подорожники»... ...хотя при этом они грубо нарушают закон, а значит, клиент, говорят в комитете по транспорту, может проехать бесплатно
Я, конечно, не вожу маршрутки, но за два года использования «Подорожника» запомнила, что на неисправную карту и отсутствие денег валидатор реагирует по-другому, тем более на моих же глазах средства только что списали – всё было в порядке. Однако аргументы Жору не убеждают, он только закатывает глаза и бубнит под нос.
– Ненавижу я эти карточки, – злится водитель. – Мне на них ни солярку не купить, ничего не сделать!..
На другом коммерческом маршруте – 298-м, – который курсирует между Васильевским островом и Суздальским проспектом, валидатора и вовсе нет. Если верить водителю, он постоянно сломан. Один из водителей 286-й маршрутки, курсирующей из Павловска в Купчино, последние несколько дней огорчает пассажиров с «Подорожниками»: мол, считывающий прибор будет у него почему-то только в понедельник. Однако все шофёры совершенно спокойно воспринимают, если ты отказываешься платить наличкой. Оказывается, именно так они и должны поступать, рассказали корреспонденту «НВ» в городском комитете по транспорту.
– Во всех маршрутках обязаны принимать «Подорожник», – пояснили в комитете. – Водители не имеют права ни высадить пассажира, ни предложить ему оплатить проезд наличными деньгами. Если валидатора нет или он сломан – это проблема перевозчика. Пассажир же имеет право, показав карту, если нет считывающего устройства, проехать бесплатно.
«НВ» поинтересовалось у фирм-перевозчиков, почему отсутствуют или ломаются валидаторы. Тем более это не единичные случаи, а тенденция, которая начала развиваться в Петербурге. Как рассказал пресс-секретарь одного из крупнейших автобусных перевозчиков города ОАО «Третий парк» Денис Данилов, проблема заключается, скорее всего, не в приборе, а в водителе.
– У нас ситуация с валидаторами в порядке, мы их проверяем, – пояснил представитель «Третьего парка». – Может, на каком-то этапе водитель саботирует. Если это так, надо обращаться с жалобой, мы будем работать с ним. Система относительно новая, поэтому тяжело приживается. В таких случаях нужно записать номер маршрута, номер машины (бортовой или госномер), а также время и дату инцидента и позвонить на нашу горячую линию по телефону 245-06-56. Там автоответчик, но, если человек оставляет свои контакты, мы обязательно отвечаем. В целом по нашим маршрутам система работает, да, наверное, есть какие-то сбои, но они, как и в любом устройстве, бывают. Главное – чтобы они не были системными.
Ещё одна интересная история с ручными валидаторами разворачивается каждый вечер на коммерческом маршруте № 223, который перевозит пассажиров от станции метро «Горьковская» до улицы Жени Егоровой. После 22 часов, почти как в сказке про Золушку, вместо автомобилей, где всегда есть считывающие устройства, сюда приезжают – нет, не тыквы, а более потрёпанные машины, в которых валидаторов уже нет. Как корреспонденту «НВ» рассказали очевидцы, работают они ещё около часа-полутора. Если верить городским справочникам маршрутов, официально 223-я курсирует максимум до половины одиннадцатого вечера, а на деле последняя машина уходит от конечной в девять вечера. Тогда кто возит пассажиров на популярном мартшруте после этого времени? И не значит ли это, что валидаторы становятся лакмусовыми бумажками, по которым легко определить, легальное это такси или нет?
Как уже писало «НВ» («Водить маршрутку больше трёх лет – значит стать потенциальным убийцей», от 26 марта 2008 года), у каждого водителя есть дневная норма, определённая сумма, только сдав которую он начинает зарабатывать себе на хлеб. Добавим сюда траты на бензин, и становится ясно, почему в приоритете у водителей маршруток наличные деньги, а не мифические электронные рубли, собранные с «Подорожников».