«Пригородные железнодорожные перевозки находятся в ведении регионов»

Почему популярность электричек растёт, но количество маршрутов сокращается

Почему популярность электричек растёт, но количество маршрутов сокращается

Генеральный директор СЗППК Виталий Григорьев, выпускник Петербургского университета путей сообщения, занимается пассажирскими перевозками больше двадцати лет

О возрождении прежней популярности электричек говорить, наверное, рано, но и её снижения больше не наблюдается. Этому народному виду транспорта удалось, к счастью, избежать судьбы петербургского трамвая, который прежние городские власти посчитали устаревшим, ненужным в эпоху всеобщей автомобилизации и демонтировали сотни километров путей. Сейчас бы и рады вернуть всё вспять, да время упущено.

У электричек тоже был период, когда, казалось, они стали ненужными, но их всё же оставили – в первую очередь как социальный вид транспорта для «безлошадных» пенсионеров. А сейчас ими всё охотнее пользуются и вполне обеспеченные люди – потому что удобно. Нет риска застрять в пробке, не приходится дышать выхлопными газами, строго по расписанию можно доехать до самого центра города, у каждого вокзала есть станции метро. Да и электрички (как, кстати, и трамваи) сейчас уже нового поколения. Об этом и многом другом – наш разговор с генеральным директором Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) Виталием Григорьевым.

– Виталий Витальевич, как сейчас с пассажиропотоком – растёт или снижается? 

– В этом году немного снизился – на 1,4 процента. Но связано это с тем, что в некоторых регионах, которые мы обслуживаем – а всего у нас шесть областей Северо-Запада, – был сокращён ряд пригородных поездов. 

– И это логично, потому что на многих участках, например Малая Вишера – Окуловка, в шести вагонах электрички едут десять пассажиров. Какой смысл гонять порожняк? А если в некоторых малолюдных районах электричкам нет замены, почему бы не пускать там хотя бы двухвагонные составы? 

– На самом деле это должны решить власти регионов. Организация обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения по закону относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому и график движения пригородного железнодорожного транспорта составляется в соответствии с заказами руководства регионов. Также местные власти прописывают маршруты движения электричек, размеры составов. Мы имеем договоры и выполняем заказы на организацию транспортного обслуживания населения с Петербургом, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областями и Республикой Карелия. Если у граждан есть предложения, требования или жалобы на графики и маршруты электричек – обращаться с ними нужно в первую очередь к руководству своих регионов.

– Кто сейчас постоянно пользуется электричками в Петербурге и Ленинградской области – дачники, студенты, жители пригородов, едущие на работу в город?

– Согласно данным, полученным в ходе исследования по определению степени удовлетворённости потребителей, проведённого в I квартале 2015 года, основная доля пассажиров – 54 процента – пользуется услугами пригородного железнодорожного транспорта для поездок на работу – с работы. На втором месте – для поездок с личными целями: к родственникам, друзьям, на дачу – таких 25 процентов.

– На линию выходит всё больше новых комфортных электричек, однако премьер Дмитрий Медведев недавно, будучи в Тихвине, раскритиковал качество подвижного состава и призвал выпускать вагоны нового поколения. Известно, какими они будут и когда появятся?

– Вопрос это в первую очередь финансовый. Вследствие высокой стоимости подвижного состава и отсутствия возможности его единовременной закупки в больших объёмах замена эксплуатируемого парка происходит последовательно, по мере выбытия старого состава. Поэтому рано говорить, что нам предложат вагоностроительные заводы, к примеру, через пять лет. Тем не менее и работающие сегодня электрички отличаются в лучшую сторону от тех, что возили пассажиров в советское время. Новый подвижной состав оснащается системами поддержания микроклимата салонов, видеонаблюдением, герметизированными межвагонными переходами, вспомогательными устройствами для проезда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, экологически чистыми туалетными комплексами, позволяющими пользоваться ими на всём пути следования пригородного поезда. Плюс к тому – высокая шумоизоляция и лучшая плавность хода. 

В нынешнем году мы ожидаем поставку двух новых электропоездов серии ЭТ-4А (их преимущества я уже перечислил), которые будут обслуживать Лужское направление. Кроме того, приобретаем два дизель-электропоезда серии ДТ-1, которые планируется запустить на участке Дно – Псков. Наличие двойного питания позволяет использовать поезд на неэлектрифицированных, электрифицированных и смешанных участках пути. В результате чего повышается уровень комфорта проезда пассажиров из-за исключения пересадки на подвижной состав другого вида тяги. Применение дизель-электропоезда позволяет существенно улучшить транспортное обслуживание населения, проживающего в районах, как  у нас принято называть, малодеятельных участков железных дорог. У них те же удобства, что у классических электричек, и комбинированный выход, допускающий эксплуатацию на участках с высокими и низкими платформами.

– Ещё одна ваша новика – рельсовый автобус РА-2, который ходит по маршруту Санкт-Петербург – Приморск? В чём его преимущества?

– Он был запущен больше года назад на участке Санкт-Петербург – Выборг через Приморск. Это был первый опыт его использования, и он себя оправдал. Раньше на данном маршруте курсировали поезда с локомотивной тягой – тепловоз с одним или двумя вагонами. Рельсовый автобус намного экономичнее таких поездов. Несмотря на небольшие размеры, он отличается высокой вместимостью – может перевозить до 590 человек, а количество сидячих мест – 222 – примерно в полтора раза больше, чем у прежнего состава. Он отличается плавным и мягким ходом, высокой скоростью – до 100 километров в час, значительно снижен уровень шума и вибрации при движении и, что тоже важно, РА-2 экологически более чист, чем обычный локомотив, его выбросы в окружающею среду в восемь раз меньше. Руководство Ленинградской области требует повышения уровня транспортного обслуживания населения, мы охотно идём навстречу.

– Принято решение убрать из электричек продавцов ширпотреба, которые навязчивой рекламой своих товаров раздражают пассажиров. Но все знают, что контролёры и охрана с этими с продавцами на дружеской ноге. Как решить проблему?

– Контролёры-кассиры не обладают статусом работников правоохранительных органов. Обеспечением общественной безопасности на вокзалах Петербурга и в пригородных электропоездах занимается Управление на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. На него также возложены функции контроля за выполнением действующего законодательства, предотвращением преступлений и административных нарушений. Если пассажир считает, что в отношении его или других граждан совершаются правонарушения, в том числе и несанкционированная торговля, он может обратиться за помощью к сотрудникам полиции, патрулирующим территорию вокзала или электропоезда.

– Не планируется ли уменьшение количества электропоездов на главном направлении Октябрьской дороги из-за увеличения количества «Сапсанов»?

– Нет, количество поездов, курсирующих на участке от Петербурга по главному ходу, остаётся прежним, отмен не планируется. 

– Почему меняется сбор за продажу билета в вагоне: недавно его вообще не было, потом сделали сразу 100 рублей, сейчас понизили до 63? Откуда такое непостоянство?

– С 1 января сбор за покупку билетов в вагоне взимается с тех пассажиров, которые сели в поезд со станций, где работают кассы. Смысл этой меры понятен всем, но после многочисленных обращений граждан, которые посчитали новшество слишком суровым – ведь некоторые люди просто не успевали купить билет на станции, – руководством СЗППК было принято решение о снижении с 11 февраля 2015 года суммы сбора за оформление со 100 до 63 рублей. Пассажиры со станций, где нет кассы, покупают билеты в поезде по обычной цене.

– Наши читатели присылают много мелких, но для них важных вопросов, ответьте на них хотя бы кратко. Почему убрали «дятла» (дизель-электропоезд ДТ-1) Санкт-Петербург – Псков с возможностью съездить в Псков и вернуться в тот же день?

– Компания занимается пригородным движением, а пригородное сообщение, по распоряжению Министерства транспорта РФ, распространяет своё действие только на расстояние 200 километров. Псков находится на большем расстоянии от Петербурга. Но для удобства пассажиров дизель-электропоезд в Луге меняет нумерацию и стоит там один час, а потом отправляется в Псков. Сейчас пассажирам не нужно высаживаться из вагонов и переходить на другую платформу, как было раньше. Если пассажир желает продолжить поездку дальше на дизель-электропоезде, то на Балтийском вокзале он покупает два билета: один до Луги, а второй от Луги до Пскова, либо оплачивает проезд от Луги разъездному кассиру.

– За последнее время пригородное движение закрыто на участках: Лебяжье – Краснофлотск, Окуловка – Неболчи, Сланцы – Гдов, Хвойная – Пестово. Есть ли шансы на восстановление? Будет ли пригородное движение на строящейся линии на Каменногорск?

– Все вопросы о восстановлении каких-либо маршрутов пригородных поездов, продлении или создании новых находятся в компетенции регионов, ведь, как говорилось выше, все пригородные железнодорожные перевозки находятся в их ведении, и если они решат что-то менять, они должны включить это в заказ с соответствующим субсидированием перевозчику. СЗППК работает только согласно заказам субъектов РФ. Но стараемся делать это как можно лучше. 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.