Икона Казанской Божией Матери. Святые образы не сгорают

21 июля 1579 года (8 июля по старому стилю) русская Церковь обрела одну из величайших своих святынь – икону Казанской Божией Матери. И в связи с этим сделал первый значимый шаг в общественной жизни один из самых ярких деятелей Смутного времени патриарх Гермоген

21 июля 1579 года (8 июля по старому стилю) русская Церковь обрела одну из величайших своих святынь – икону Казанской Божией Матери. И в связи с этим сделал первый значимый шаг в общественной жизни один из самых ярких деятелей Смутного времени патриарх Гермоген.

Икона Казанской Божией Матери остаётся одной из главных православных святынь России

В XVI веке городские постройки были в основном деревянными и потому часто горели. Такой сильный пожар произошёл в Казани в первых числах июля 1579 года. Жители сгоревших кварталов понимали: строиться надо быстро, чтобы до зимы въехать в новые дома. Во время этих работ во дворе стрельца Даниила Онучина была найдена икона с изображённой на ней Богородицей и младенцем Иисусом. Даже простым людям было ясно, что икона очень древняя. Духовные власти организовали крестный ход. Впереди с иконой в руках шёл один из тех, кто достал её из земли, – местный священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген. Вскоре святыня отправилась к Ивану Грозному. Явление новой иконы тот воспринял как божественное одобрение своих завоеваний. В честь обретения образа он велел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь, в котором вскоре приняла постриг дочь стрельца Онучина – Матрёна. Согласно преданию именно ей явилась во сне Богородица и указала, где искать образ.

Особенно сильно укрепилась репутация Казанской иконы после освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Перед ликом Казанской молился Пожарский в тот день, когда разбил армию Ходкевича. Её образ вдохновил казаков на удачный штурм Китай-города 22 октября 1612 года. К тому времени патриарх Гермоген уже умер в польском плену. Скорее всего, он так и не узнал, что его страстные воззвания подняли народ на борьбу, что армия Минина и Пожарского двинулась в освободительный поход. И что главной святыней Второго ополчения стала икона Казанской Божией Матери, которую он перенёс с пожарища в храм. 

Вера в победоносность Казанской иконы продолжала расти. У одного из её списков молился Пётр I перед Полтавской битвой, к её образу обращались Александр Суворов и Михаил Кутузов. Слава их побед укрепляла и поддерживала боевую репутацию Казанской иконы, ставшей в народном сознании главной охранительницей России от внешних врагов. 

В 1904 году крестьянин Варфоломей Чайкин украл явленный (оригинальный) образ Казанской Божией Матери из Казанского Богородицкого монастыря. Позже он признался, что продал и пропил дорогие оклады иконы, а само изображение расколол в щепки и сжёг в печи. Однако различные списки иконы продолжали служить важнейшими патриотическими реликвиями. Ходит рассказ, что Иосиф Сталин летом 1942 года по совету иерархов велел погрузить список иконы на самолёт и облететь на нём три важнейших города страны – Ленинград, Москву и Сталинград, – чтобы Богородица помогла нашим воинам… Конечно же, это легенда. Но ведь и легенды не возникают на пустом месте. В них, как в зеркале, отражаются людские представления о правде и справедливости. 

 

версии

История похищения и уничтожения образа выглядит крайне запутанной. Существуют предположения, что икону украли не только ради богатого оклада, а сожгли ради какого-то оккультного ритуала, и даже что на самом деле Чайкин украл её, чтобы продать  староверам. Также есть мнение, что образ Богородицы заменили точной копией после одного из неудачных похищений и вор сжёг именно копию, а сама явленная икона находится в каком-то из храмов под видом списка, продолжая защищать Россию от несчастий. Один из поздних списков иконы хранился в Ватикане, а в 2004 году был передан РПЦ и перевезён в Казань. В эти дни православные Татарстана празднуют десятилетие возвращения иконы.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.