Как в городе Ы конкуренцию развивали
Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой славного города
Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой славного города
Почётные члены Клуба заслуженных бизнесменов города Ы собрались на внеочередное заседание. Все они были бизнесменами действительно заслуженными: хозяева шикарных отелей, строительные магнаты, владельцы сетевых магазинов, крупные перевозчики… В городе Ы они осели давно, связями в мэрии обзавелись обширнейшими, и весь славный город, по сути, принадлежал им.
Однако в последнее время работать стало натурально невыносимо. Во-первых, в город Ы нагрянул кризис. Заказы, поступавшие из мэрии, стали не такими щедрыми, как раньше. Чиновники повадились брать взятки менее охотно, но более основательно. Цены, доселе запредельные, а с наступлением кризиса ставшие для горожан неподъёмными, приходилось нет-нет да и снижать. А главное – в городе расплодились бизнесмены, которых ну никак нельзя было назвать заслуженными и тем более почётными. Со своими «выгодными предложениями» лезли эти незаслуженные и ни разу не почётные бизнесмены изо всех щелей как тараканы. Своими дурацкими низкими ценами они смущали клиентов и «убивали», как говорили бизнесмены заслуженные, рынок.
В общем, ситуация сложилась критическая, и, открывая заседание Клуба, его председатель, человек ещё не пожилой, но очень богатый и политически подкованный, обошёлся без лишних слов:
– Итак, приступим. С чего начнём? Давай с тебя, Палыч, – обратился он к президенту Сообщества заслуженных перевозчиков. – У тебя, я слышал, совсем кранты.
Палыч, поблёскивая красным от напряжения лицом, вытер пот со лба и в доказательство того, что у него действительно кранты, высморкался:
– Не то слово!
Собравшиеся сочувственно поджали губы.
– Шеф, всё пропало! – продолжил Палыч на грани истерики. – Гипс снимают, клиент уезжает!
– Куда уезжает?..
– Не куда, а с кем! С этими, с умниками из нового такси!
– И чем же они такие умные?..
– Наладили, понимаешь, работу с клиентами, с водителями. Серверы-херверы, технологии какие-то заграничные… Процент с водителей берут мизерный. Накладных расходов – почитай, никаких. А главное – машины у них безостановочно по городу ездят, все при деле.
– Вот сволочи! – искренне возмутился председатель.
* * *
– Тэк-с… – задумался председатель. – И как на них управу найти? Какие будут идеи?
– Да в мэрию настучать – и все дела! – возбудился заслуженный строитель города Ы.
– Стучали, Парамон Ильич, стучали! – уверил президент Сообщества заслуженных перевозчиков.
– И?
– Мэр нас куда подальше послал. Не моё это, говорит, дело! Сами разбирайтесь, говорит.
– Вот гад… – прошипел Парамон Ильич. – Ну, ничего, отольются ему наши слёзы. Но вообще, конечно, беда…
– Беда, беда, – зашелестело ошеломлённое собрание.
Никаких идей во избавление Палыча от его напастей, кроме как настучать в мэрию, больше, казалось, не последует. Но тут слово взял Григорий Семёнович, бизнесмен настолько заслуженный, что никто даже толком и не знал, чем он занимается, но поговаривали, что чем-то оч-чень серьёзным:
– Ты, Палыч, говоришь, технологии у них заграничные?
– Ну… – чуть не расплакался Палыч.
– Так, может, им по части распространения заморской скверны что-нибудь пришить?..
– А что… – оживился Палыч. – Я как-то об этом не подумал!
– Так ты подумай, подумай. И вот ещё что… Налоговую бы на них.
– Так они, мерзавцы, вроде, налоги платят…
– А ты скажи, что не платят! Пока там разберутся – эту лавочку, глядишь, и прикроют.
– Да, и главное шуму в газетах побольше поднять, – поддержал председатель Клуба. – И этак, знаешь, с упором на защиту прав потребителей. Мол, и безопасность у них ни к чёрту, и водители криворукие, и машины без техосмотра… Общества защиты прав потребителей подключить надо. Письма возмущённой общественности и всё такое. Да и в мэрии, думаю, нам тут всё-таки помогут. Чай, не чужие…
Тут Палыч всё-таки не сдержался и заплакал:
– Отцы родимые! Вот спасибо так спасибо… – сквозь слёзы пробормотал он. – Утешили, утешили!..
– Ну ладно, – подытожил председатель. – С тобой более-менее разобрались.
– Ой, слушайте, – перебил его обнадёженный Палыч. – А может, ещё и с водными такси подсобите?.. А то они нашим туристическим корабликам работать мешают, рынок убивают…
– Нет, водное такси мы трогать не будем, – отчеканил Григорий Семёнович. – Там ведь тоже заслуженные бизнесмены работают. Того и гляди, почётными станут.
* * *
– В общем, поехали дальше. Как у тебя дела, Сан Саныч? – обратился председатель к президенту Ассоциации заслуженных сетевиков. – Опять ларьки?
– Да нет – у меня всё в порядке! – неожиданно бодро ответил Сан Саныч. – Они только повылазят – им из мэрии – бац! – прохладительными напитками можно торговать только зимой! Они только на колхозниках подниматься начнут – им – бац! – санитарные нормы! Они только – им – бац! – требования нового дизайна! Им – бац! – разорвать договор аренды! Им – бац! Бац! Бац! – президент Ассоциации заслуженных сетевиков самозабвенно размахивал кулаками и уже перешёл на крик.
– Да… – с завистью прошептал из своего уголочка некогда заслуженный ресторатор города Ы. – Это вы, Сан Саныч, конечно, на совесть работу в мэрии наладили…
Некогда заслуженный ресторатор давно уже был исключён из числа почётных членов Клуба. В своё время он проморгал многочисленных конкурентов на общепитовском рынке и теперь присутствовал на заседаниях Клуба лишь для проформы, тихонько сидя в своём уголочке. Почётные члены Клуба не выгоняли его только из уважения к былым заслугам, из уважения к старым добрым временам, когда за то, чтобы оставить половину зарплаты в какой-нибудь набитой потными телами забегаловке, надо было сунуть на лапу швейцару.
Из того же уважения – к менее старым, но не менее добрым временам, когда две минуты разговора по мобильному телефону могли себе позволить разве что сами заслуженные бизнесмены города Ы, – не выгоняли и некогда заслуженного оператора сотовой связи славного города. Тот сидел рядышком, в том же уголочке.
– М-да… – скривился председатель Клуба, бросив взгляд в уголочек. – Учитесь у Саныча!
* * *
– Ну а у тебя что на рынке?
Огромных размеров мужчина средних лет, к которому обратился председатель, был Главным заслуженным отельером славного города Ы. Он по праву гордился тем, что под его началом город обрёл славу самого недоступного для туристов по части гостиниц и славой этой делиться ни с кем не собирался.
– Да то же самое, по сути, что и у Палыча… – вздохнул он. – Хостелов развелось – тьма. Мини-отели – чуть не в каждой дыре открывают. Ко мне людишки приходят, на ценник смотрят – и… Раньше они от меня никуда бы не делись, а теперь… Хорошо ещё экономический слёт в этом году был – на нём хоть отбился кое-как. Там ведь понты у людей – там правильные люди. Да и деньги в основном бюджетные – всем по фиг. Никто на ценник даже не смотрел. А так – того и гляди, придётся делать цены как в заморском городе Ю.
– Нет, этого мы себе позволить не можем! – возмутился председатель. – Чтобы в славном городе Ы да селились за копейки?!
– Слушай, ну, тут-то как раз проще, – обнадёжил отельера Григорий Семёнович. – Тебе надо давить на то, что твой бизнес – историческое наследие славного города Ы. У тебя ведь весь бизнес в памятниках архитектуры сидит, так?
– Так…
– Ну, вот и дави на то, что ты под охраной должен быть.
– И потом клопов из моих бытовок можно в эти хостелы запустить, – предложил заслуженный строитель Парамон Ильич.
– Нет, ребята, – легонько хлопнул ладонью по столу председатель. – На всех клопов не напасёшься. Тут надо стратегически мыслить, концептуально. А концепция такая – глядите…
Собравшиеся застыли в ожидании.
– Вот вы все говорите, – продолжил председатель, – что новый бизнес вам работать мешает. Так?
– Так.
– То есть получается, они что делают? Конкурентов убивают. Так?
– Так! Так!
– А значит они… против конкуренции.
– Точно! Точно!
– А мы, стало быть, получается, за конкуренцию!
– Ну, председатель!.. Ну, голова! Софист, однако, – с восхищением молвил Парамон Ильич. – Это же значит, что все антимонопольщики, не жалея сил, должны с ними за нас бороться – конкуренцию таким образом развивать!
– Вот именно. Так что пишем письмо в мэрию: «Не дадим уничтожить славные рынки славного города Ы!»
Прим.: Все персонажи и события – вымышленные, все совпадения – случайны.
P. S. Почётные члены Клуба заслуженных бизнесменов города Ы провели ещё не одно внеочередное заседание. Написали ещё не одно письмо в мэрию от лица возмущённого бизнеса и ещё более возмущённых потребителей. И – победили!
Они не позволили уничтожить заслуженные рынки славного города Ы. Городские такси под контролем Сообщества заслуженных перевозчиков города Ы лениво стояли у шикарных отелей заслуженного отельера города Ы в ожидании заезжих толстосумов. Горожане предпочитали забивать город своими подержанными автомобилями, а по вечерам покупать гнилые помидоры в магазинах Ассоциации заслуженных сетевиков города Ы. Рестораны и мобильная связь вновь стали признаками роскошной жизни. Конкуренция развивалась как надо.