Петербург в макетах. Как сделать наш город ещё краше
Парадный вход на Дворцовую станет наконец пешеходным. Какие ещё проекты общественности, которые сейчас существуют только в виде компьютерных моделей, стоит воплотить в жизнь?
Городские власти подтвердили: небольшой, но знаковый для Петербурга участок Большой Морской (от Невского проспекта до Арки Главного штаба, парадный вход на Дворцовую площадь) с 1 августа станет наконец пешеходным. Пока же этот участок представляет собой, как известно, сплошную и совершенно неуместную здесь стихийную парковку. С этой парковкой активисты из движения «Красивый Петербург» при поддержке «НВ» боролись несколько лет.
Все эти годы власти говорили: мол, да, вы, ребята, правы – парковке здесь не место… Говорили – и ничего не делали. Дескать, это же вот так сразу не делается. Это же, дескать, надо разработать проект комплексного благоустройства… Но вот наконец лёд тронулся. Оказалось, что для начала достаточно просто запретить здесь парковку (а проезд и запрещать не надо: этот участок – тупик), и всё, что для этого требуется, – политическая воля городского руководства.
Избавление данного участка улицы от автомобилей – одна из побед неравнодушных горожан, побед Петербурга. Но под сукном и поныне лежит множество изящных проектов, воплощение которых могло бы украсить Петербург. «НВ» рассказывает о некоторых из них.
«Невский бульвар выходного дня»
Это предложение можно назвать симбиозом двух проектов: «Пешеходный Невский выходного дня» (идея «Красивого Петербурга») и «Невский бульвар» (идея, выдвинутая читателями и поддержанная редакцией «НВ»). В итоге на сегодня актуальна следующая концепция.
По большому счёту, «Невский бульвар выходного дня» должен выглядеть так, как на этой картинке: из восьми полос две (по краям) предлагается отдать транспорту, остальные шесть (в центре) – пешеходам. По краям пешеходной зоны – велодорожки. В середине – вазоны с деревьями, скамейки… Единственное, чего не хватает на картинке, – это наполнение пешеходной зоны. Ведь она должна стать для людей центром притяжения (иначе – бессмысленно). Здесь возможно появление открытых кафе, мелкой торговли, уличных музыкантов, художников…
Словом, речь идёт об организации бульварного пространства по примеру барселонской Рамблы. С той только разницей, что всё это наполнение будет не перманентным, а временным: в субботу утром развернулись, в воскресенье вечером свернулись. И так всё лето.
Кто всё-таки будет ездить по Невскому бульвару выходного дня? Помимо велосипедов – общественный транспорт, автомобили местных жителей, коммерческий транспорт. Важный нюанс: ограничение скорости – 30 километров в час.
Кроме того, надо уточнить, что на весь Невский никто не покушается. Ввиду того что машины не столько ездят по Невскому, сколько его пересекают, необходимо оставить автомобилям эту возможность. Поэтому ограничения коснутся, как максимум, участка от Фонтанки до Большой Морской (как минимум – от Садовой до Мойки). Причём если проект затронет Садовую улицу, то движение по ней ограничено не будет (пешеходный Невский разобьётся на две части).
Концептуально реализация проекта «Невский бульвар выходного дня» должна стать первым шагом на пути к изменению облика Невского проспекта. По сути, речь идёт о тестовом режиме. Работа в таком режиме позволит чиновникам проанализировать дорожную обстановку, водителям – привыкнуть к тому, что Невский стоит объезжать, всем горожанам – что центр города может и должен быть другим.
Альтернативный проект реконструкции Сенной
В прошлом году городские власти презентовали проект очередной реконструкции Сенной площади. За 1,2 миллиарда здесь планировалось расширить проезжую часть, убрать торговые павильоны, демонтировать скамейки и светофоры, прорыть несколько подземных переходов. По сути – закатать площадь в асфальт. В противовес этому проекту «Красивый Петербург» представил собственную концепцию реконструкции площади: если уж Сенную так необходимо в очередной раз реконструировать, то альтернатива есть. Причём она намного более удобная для горожан и дешёвая для властей. Главное – в этом проекте площадь остаётся общественным пространством.
Вместо «креветки» – арт-объект
Печально известные надземные переходы «краб» и «креветка» не только обострили дорожную обстановку на проспекте Славы, но и стали сущим издевательством для пешеходов. А кроме того, изуродовали проспект. В «Красивом Петербурге» настаивают: светофоры необходимо вернуть. Но что делать с переходами? Активисты представили проект, по которому переходы становятся… арт-объектами, достопримечательностью Купчино.
Велосипедный Петербург
Пожалуй, самый многофакторный проект – это тот, который продвигают петербургские велосипедисты (например, из движения «Велосипедизация Петербурга»). Здесь одним росчерком пера не обойтись – нужна всесторонняя работа. В первую очередь речь идёт о сети велодорожек, а главное – о выделенных линиях для велосипедов на большинстве городских улиц (иллюстрация Ольги Боевой, специально для «Велосипедизации Санкт-Петербурга»), как это делается во многих европейских городах, включая такие северные, как Хельсинки или Копенгаген.
В том, что велосипеды в нашем городе будут востребованы, убеждают результаты работы сети общественного велопроката, которая функционирует в Петербурге уже второй сезон. Вот только опять же: велопрокат у нас уже есть, а ездить – негде. Вот и получается: на велосипедистов ругаются и автомобилисты, и пешеходы…
Бассейн на пляже Петропавловки
Предпроектные предложения по благоустройству пляжа на Заячьем острове выполнили два известных архитектурных бюро – Wowhaus (Москва) и Rhizome (Петербург). Архитекторы предлагают оборудовать пляж у Петропавловской крепости скамьями для загара, деревянными настилами, удобными дорожками, игровыми зонами для детей. Но самое главное – в акватории Невы появится плавучий бассейн, наполненный пригодной для купания водой.
– Это всё не капитальные, а временные конструкции, – предупреждает опасения градозащитников Анна Ищенко, гендиректор Wowhaus Design & Architecture. – Поэтому ни одного исторического кирпича или камня они не испортят. Почему купальня и откуда она взялась? Мы изучили исторические материалы и увидели, что раньше такая купальня была.
Отметим также, что подобные городские купальни в открытой воде есть во многих западных городах и даже в Москве.