Митрополия просит передать ей Исаакиевский собор

Санкт-Петербургская митрополия обратилась к городским властям с просьбой передать ей собор Святого преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский), в котором ныне находится музей

Уже несколько лет в Исаакиевском соборе происходят богослужения, однако полноценным храмом его считать нельзя

 

Санкт-Петербургская митрополия обратилась к городским властям с просьбой передать ей собор Святого преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский), в котором ныне находится музей. Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникаций митрополии, уточнила, что запрос был направлен около полутора недель назад, ответ на него пока не получен.

На вопрос «НВ», почему этот запрос появился именно сейчас, хотя разговоры о передаче собора Церкви идут уже давно, Наталья Олеговна ответила:

– В епархии проблему считают назревшей. Прежде всего она связана с возвращением храмов, которые используются не для богослужебных целей.

Есть сведения, что готовится и обращение о передаче РПЦ храма Спас на Крови, а также что ведутся переговоры о передаче Сампсониевского собора. Недавно же было принято решение о передаче Церкви Смольного собора. Все эти храмы – филиалы музея «Исаакиевский собор».

Вопрос о принадлежности Исаакия, некогда главного храма Российской империи, дебатируется давно. Община собора была зарегистрирована в 1991 году, а в 1992-м принято решение о его совместном использовании РПЦ и музеем. И ещё в 2001 году тогдашний глава комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Александр Макаров предложил использовать собор по прямому назначению. Однако его инициатива не получила поддержки. В 2012-м же году музей перешёл из федерального подчинения в городское.

Известие о просьбе епархии вызвало немалые эмоции в петербургском Законодательном собрании. Мнения там разделились. Например, депутаты Максим Резник и Борис Вишневский резко выступили против передачи, а Виталий Милонов, конечно, за.

–  Будем анализировать, в какой степени епархии нужно взваливать на себя объект, содержание которого требует, прямо скажем, огромных расходов, – сказал Константин Сухенко, председатель комиссии ЗС по культуре.

Он высказал и опасения о дальнейшем функционировании музея:

 

– Нужно помнить, что в православный собор не все граждане ходят, это всё равно определённое ограничение доступа к культурным и музейным ценностям. Мусульманин или атеист может не войти в этот собор. Доступ будет ограничен по факту, кто бы что ни говорил.

Утверждение Константина Сухенко спорное: ни атеистам, ни иноверцам вход в православный храм не заказан. Но у деятелей культуры тоже есть возражения.

– Надо устроить посещение храма по европейскому образцу: чётко разграничить места для посещения туристами и пространство для молитвенного обращения к Господу. При этом для собора жизненно необходимо сотрудничество Церкви и реставраторов и неукоснительное соблюдение режима хранения, – говорит искусствовед Николай Шендарёв.

На самом деле проблема в двойственности статуса знаменитого здания. С одной стороны, здесь проводятся богослужения. С другой – это социально-культурный объект, музей. Но полноценный храм – это прежде всего сакральное пространство, выстроенное по своим законам. Очевидно, что, пока Исаакий остаётся по преимуществу музеем, этого не добиться. Значит, он и не будет освящён, без чего церковь остаётся всего лишь обычным зданием, пусть и шедевром архитектуры.

…Напомним, что храм во имя святого преподобного Исаакия Далматского задуман Петром I, день рождения которого приходился на день памяти этого святого. Нынешнему собору предшествовали три храма. 9 июля 1819 года в присутствии императора Александра I был заложен новый собор по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство было начато в 1825 году и длилось почти 40 лет. Освящён собор 12 июня 1858 года. В 1928-м храм был закрыт, в 1957-м открыт как музей-памятник.

Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»

 

полемика

Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село»:

– На мой взгляд, в последнее время было достигнуто гармоничное сосуществование государства и церкви в вопросе использования Исаакиевского собора. С одной стороны, как государственный музей, его посещают миллионы туристов. С другой стороны, в дни больших церковных праздников здесь проводятся службы и сюда приходят верующие. Такой формат как раз даёт возможность максимальному числу людей побывать в Исаакиевском соборе. Если же он начнёт существовать в режиме действующего храма, это объективным образом снизит «порог доступности».

Кроме того, нельзя игнорировать то обстоятельство, что содержание здания требует огромных денег. Собор находится на оживлённой транспортной развязке, мраморные фасады быстро загрязняются, их приходится периодически реставрировать.  

 

Наталья Родоманова, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии:

– Епархия направляет обращения на основании федерального закона от 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В настоящее время существует соглашение между Петербургской епархией и руководством музея. Да, у собора есть официально зарегистрированная община, в нём регулярно проводятся богослужения. Но всем известно, что это музей и все богослужения там происходят только по согласованию с его руководством. Но я считаю, что в храме должна превалировать молитва. В отношении Исаакия повторяется история многострадальной Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Ещё во время празднования 300-летия лавры город устами тогдашнего вице-губернатора Василия Кичеджи обещал возвратить этот храм Церкви, чего до сих пор не произошло.

 

Что касается опасений Константина Сухенко, что передача собора Церкви ограничит доступ публики к музею, могу привести в пример соборы Святого Петра в Риме и Парижской Богоматери. Оставаясь полноценными храмами, они совершенно свободно пропускают огромный поток туристов. То же самое можно сказать и в отношении собора Покрова Пресвятой Богородицы на рву (Василия Блаженного) в Москве и Казанского в Петербурге.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.