До скандала дело не дошло

Корреспондент «НВ» узнал, почему российскому смешанному дуэту не удалось стать первыми в истории чемпионами мира по синхронному плаванию, и пообщался с серебряным призёром турнира

Корреспондент «НВ» узнал, почему российскому смешанному дуэту не удалось стать первыми в истории чемпионами мира по синхронному плаванию, и пообщался с серебряным призёром турнира

Александр Мальцев и Дарина Валитова всех удивили программой на музыку из фильма «Семнадцать мгновений весны», но она показалась членам жюри слишком оригинальной

 

Что отличает систему общественного транспорта Казани от Петербурга и многих других крупных городов, так это отсутствие маршруток. Метро есть, трамваи с троллейбусами – тоже, а вот составить конкуренцию автобусам юрким «газелям» с «мерседесами» не позволяют городские власти. Зато все автобусы в Казани красного цвета, как в Лондоне. Только не двухэтажные. 

Два года назад транспортная система столицы Татарстана прошла тяжёлое испытание: во время Всемирной универсиады проезд для всех аккредитованных лиц был бесплатным. Кондуктора и водители ругались нещадно, и к чемпионату мира по водным видам спорта выводы были сделаны. Бесплатный проезд предоставили лишь участникам чемпионата мира среди ветеранов и любителей, который стартует сразу же после завершения состязаний профессионалов. В салонах автобусов даже вывесили не только образцы аккредитаций, дающих право быть «зайцем», но и тех, что не дают его. 

Зато правом бесплатного проезда пользуются обладатели билетов на чемпионат мира. Это опять вызывает бурю протестов со стороны кондукторов, чья зарплата зависит от выручки. Кстати, у всех кондукторов можно заметить смартфоны и айфоны новых моделей. Работники транспорта не хотят признавать электронные билеты, чётко отслеживают время окончания соревнований и жалуются своему начальству на тех, кто отказывается платить. 

Первые дни чемпионата пришлись на выходные, и на утренней программе на стадионе «Казань Арена», где выступают мастера синхронного плавания, почему-то было больше народу, чем на вечерних финалах. Возможно, это связано с ценами на билеты или нежеланием ругаться с кондукторами в транспорте при возвращении домой. Ведь и днём, и вечером спортсменки показывают одни и те же программы, а победные результаты российской сборной не вызывали сомнений. 

Исключение составили соревнования смешанных пар, впервые включённые в программу чемпионата мира. По итогам квалификации лучший результат показал российский дуэт Александр Мальцев – Дарина Валитова. В финале они остались вторыми. В кулуарах «Казань Арены» открыто говорят о том, что руководители Международной федерации плавания (FINA) надавили на судей и те поставили на первое место американскую пару Билл Мэй – Кристина Джонс. 

С одной стороны, американцы, выступая в квалификации, допустили серьёзную ошибку, которую заметили даже неспециалисты. С другой – специалисты в один голос утверждают, что в финале российская пара исправила свои недочёты, но получила на два балла меньше, чем накануне. Масла в огонь подлил и популярный телекомментатор Дмитрий Губерниев, который в эти дни переключился с биатлона на синхронное плавание. В диалоге с министром спорта России Виталием Мутко он заявил, что располагает инсайдерской информацией о давлении на судей. 

Однако протест российская делегация подавать не стала. За руку никого из арбитров не поймали, а судейство в этом виде спорта очень субъективное. Да и критериев чётких ещё нет. Не говоря уже о том, что правила написаны для женских дуэтов. Поручить диалог с руководством FINA кондукторам казанских автобусов никто не догадался. 

 

из первых уст

Александр Мальцев: «Я бы назвал нашу дисциплину «артистическим плаванием»

О включении соревнований смешанных дуэтов по синхронному плаванию в программу было объявлено за пять месяцев до старта турнира. Удивительно, но за столь короткое время в России успели подготовить пару, способную бороться за золото. И всё потому, что 13 лет назад в Петербурге Сашу Мальцева привели в экспериментальную секцию, где рядом с девчонками тренировались мальчишки. 

– Почему вас так привлекла дисциплина, которая считается чисто женской?

– На самом деле синхронное плавание зародилось как мужской вид спорта. Это уже потом его монополизировали представительницы прекрасного пола. Мне сразу же пришлись по душе тренировки, на которых занятия в бассейне сочетались с хореографией, акробатикой и другими смежными дисциплинами. 

– Ожидали, что всё же удастся поучаствовать в чемпионате мира?

– Поначалу об этом вообще не думал. Довольствовался участием в программах Театра на воде, выступал на каких-то скромных соревнованиях в качестве солиста. В группу меня не допускали, а партнёршу в родном Питере было не найти. 

– Это обстоятельство подвигло вас на переезд в Москву?

– Главной причиной стала возможность учиться в столичном спортивном вузе, где есть сильная кафедра синхронного плавания. Именно в Москве встал в пару с Анной Петрищевой, которая научила меня многим премудростям выступлений в дуэте. 

– Почему же изменили ей и на чемпионате мира выступаете с Дариной Валитовой?

– Это был выбор тренеров сборной. Они посчитали, что мы лучше подходим друг другу по фактуре. Многие говорят, что по ногам нас различить невозможно. 

– В чём заключается главная сложность выступления смешанного дуэта?

– Нужно идеально дополнять друг друга. Мужчина должен олицетворять силу и мощь, женщина – красоту и грациозность. При этом пока судейство осуществляется по тем же правилам, что и для женских дуэтов. Очень сложно в таких условиях показать все возможности дуэта смешанного. Да и требования к синхронности снижают зрелищность программ. Мне кажется, для нашей дисциплины больше подошло бы название «артистическое плавание». 

– После завершения соревнований в технической программе многие говорили, что российский дуэт откровенно засудили и вытащили на первое место американцев.

– Обидно было проиграть так, как это произошло в Казани. Мы уверенно обошли американцев в квалификации, а в финале получили на два балла меньше. Причём наш тренер Гана Максимова, не склонная к необоснованным похвалам, отметила, что в финале мы устранили недочёты квалификации. Конечно, на судей давил авторитет американца Билла Мэя. Он ещё на Играх доброй воли в Нью-Йорке соперничал с синхронистками и многое сделал, чтобы смешанные дуэты вошли в программу чемпионатов мира. 

– Став первым в истории чемпионом мира в синхронном плавании, Мэй заявил, что готов даже в 50 лет вернуться в бассейн, чтобы принять участие в олимпийском турнире. Вы верите, что вашу дисциплину примут в олимпийскую семью?

– Олимпиада – это мечта любого спортсмена. Очень надеюсь, что после ЧМ-2015 на смешанные дуэты обратят более пристальное внимание и вместе с Дариной мы выступим на Играх. Вряд ли это произойдёт в Рио-де-Жанейро в 2016 году, хотя всё может быть. Ещё полгода назад даже не думал, что буду соревноваться в Казани на чемпионате мира. 

– За короткий срок вы с Дариной подготовили две очень разные программы.

– В технической программе на музыку из фильма «Семнадцать мгновений весны» хотели показать историю любви и расставаний во время войны. Жаль, что не все поняли этот замысел. Недоумевали, почему у меня форма советского офицера. Как будто я Штирлица изображал! Замысел «Лебединого озера», к счастью, понятен всем. Хотя изначально мне хотелось быть Принцем, а Дарину видел Чёрным лебедем. По ходу постановки всё поменялось: меня сделали Ротбартом, зато партнёрша предстаёт сразу в двух ипостасях. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.