За дворниками ведётся слежка

За петербургскими дворниками следят по GPS-датчикам. Насколько эффективен подобный коммунальный эксперимент?

Небольшое устройство, призванное контролировать работу коммунальных служб, легко помещается в карман дворника

 

Чего только не предпринимали в Петербурге, чтобы повысить качество уборки улиц, – стоит вспомнить хотя бы попытку заменить дворников-мигрантов на граждан России в Кронштадтском районе. А теперь вот в комитете по благоустройству решили контролировать дворников при помощи… спутниковых навигаторов. Этими устройствами оснастили сотрудников ОАО «Коломяжское» – компании, обслуживающей Приморский и Выборгский районы. Мы отправились на предприятие, чтобы понять, оправданы ли такие меры. И траты.

Утро среды. Подъезжаем к офису компании на Липовой аллее. По дороге замечаем дворника, меланхолично метущего тротуар неподалёку – на Школьной улице. Интересно, есть ли на нём следящее устройство? Как выяснится чуть позже – есть.

– Сейчас у нас небольшой штат, – рассказывает начальник отдела эксплуатации Андрей Алексеев. – Десяток своих дворников и около 30 привлечённых. Трекер выдаётся не каждому, как правило – один на бригаду. Иначе получится накладно: устройство стоит 8–10 тысяч, а закупаем мы их на свои средства.

На мониторе Андрея Владимировича – карта района с многочисленными треугольниками и квадратиками. Это – вся уборочная техника, работающая на маршрутах. Есть ещё кружочки, помеченные буквой «Т», – это как раз дворники с трекерами. Если кликнуть мышкой на кружок, высвечивается информация об устройстве – статус (подключён), скорость (0 км/ч), уровень заряда (85 процентов) и тут же – телефон для связи с дворником. При желании можно построить график перемещений за весь день. Для этого есть функция «отчёт».

Система в целом не новая – её внедрили несколько лет назад, чтобы отслеживать работу уборочной техники. Когда в машине включается определённый режим – скажем, полив улиц, – значок на экране меняет цвет. Так можно понять, что именно делается в данный момент. Но вот узнать, чем конкретно занят дворник, – нельзя. Для того чтобы проверить, выполнил ли он порученное, мастер должен выехать на маршрут по окончании смены и оценить результат на глаз. Спрашивается, зачем тогда трекер?

– Потому что за дворниками нужен контроль, – поясняет Андрей Алексеев. – А трекеры их дисциплинируют. Был случай, когда во время мусульманского праздника я засёк устройство в мечети на «Горьковской». Этот человек потом не получил зарплату за день. Ещё, например, если мне нужно оперативно дать какое-то поручение, это проще сделать, зная, где мои люди находятся. Я звоню и говорю – надо переместиться туда-то.

Чтобы не быть голословными, просим протестировать систему здесь и сейчас. Вот на экране ближайший кружок с буквой «Т» – буквально за углом. Андрей Владимирович берёт телефонную трубку – выяснить у мастера колонны, чем занят данный «кружок».

– Александра Алексеевна, задание у ручника на Школьной какое? Бытовуху собирает? Ясно, вижу его на спутнике.

Расшифровка: дворник на Школьной улице должен вручную собирать на тротуарах и газонах бытовой мусор – бумажки, бутылки, окурки и прочее. Выезжаем на место – это тот самый дворник, которого мы уже видели по дороге сюда. При нашем приближении Алишер – так зовут дворника – начинает чуть энергичнее орудовать метёлкой.

– Газон-то не надо мести, – замечает Андрей Владимирович. – Трекер покажи.

Алишер извлекает маленький чёрный прямоугольник. Он помещается в ладонь.

– Не мешает? – спрашиваю. Собеседник мотает головой.

– Положил карман – забыл. Удобно.

На том и расстаёмся. Все ли дворники так легко относятся к тому, что за ними следят? 

– А их не спрашивают, – отрезает Андрей Владимирович. – Это наёмные рабочие, у них контракт. Не нравится – других найдём.

Логично. И справедливо. Вот только так и неясно, какой смысл тратить деньги на трекеры? Да, можно понять, где находится дворник, и даже узнать, с какой скоростью он двигается. А если он ничего не метёт, а курит, тихонько перемещаясь и создавая тем самым видимость работы? В любом случае определить качество проделанной работы можно только постфактум.

Кстати, реальную пользу от этого нововведения на практике не могут объяснить даже сами инициаторы спутникового слежения в системе ЖКХ. Говорят, зимой будет виднее. Это если со снегом повезёт. 

 

Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова
Эта страница использует технологию cookies для google analytics.