Бизнес на автомате
В Петербурге начали курсировать троллейбусы с автоматами по продаже разовых билетов
Сегодня на маршрут № 8 вышли первые десять троллейбусов, оснащённые новой системой оплаты проезда – платёжным терминалом. В автомате, расположенном на так называемой накопительной площадке (место, где нет сидений), можно купить от одного до десяти билетов единовременно. Одна проблема – автомат в салоне всего один, да к тому же не выдаёт сдачи.
На борту троллейбуса красуется бело-синий стикер с изображением руки, опускающей в автомат монетку, – такой опознавательный знак теперь появится на электротранспорте, который примет участие в тестовом проекте. Длительность эксперимента – два месяца: за это время, как считают организаторы, горожане успеют понять, сможет ли терминал заменить обычного кондуктора.
– Тестовый период разделят на четыре этапа, – рассказал заместитель директора троллейбусного парка № 3 Денис Корчагин. – Первые две недели в салоне будет находиться кондуктор и, как мы её называем, «группа запуска» – представители «Горэлектротранса», задача которых – помогать пассажирам, объяснять, как пользоваться аппаратом, и даже проводить анкетирование. На следующих этапах увеличат количество контролёров, которые станут следить за «зайцами», а кондукторов уберут.
Эксперимент запускают «Горэлектротранс» и комитет по транспорту Петербурга. Сам аппарат – дело рук специалистов чешской фирмы «Микроэлектроника», он антивандальный, принимает монеты достоинством один, два, пять или десять рублей, но… сдачи не выдаёт. Как рассказал корреспонденту «НВ» компетентный источник информации, власти города просто решили сэкономить на этой функции и поставить автомат «поглупее», а значит, и подешевле.
В итоге, если пассажир внесёт в автомат больше положенной суммы или меньше, монетки вывалятся обратно. Зато новая система оплаты способна отличать фальшивые и иностранные монеты – и те и другие так же лихо «выплёвывает». Если же операция прошла успешно, то пассажир получает билет. К слову, он в два раза больше обычного.
Представьте ситуацию: студент Иван взял с собой 30 рублей тремя монетками по 10 рублей, совершенно не беспокоясь о том, что денег на проезд ему может не хватить. Залез в 8-й троллейбус и поехал к дому, а тут, как назло, кондуктора в салоне не оказалось – первый этап тестового режима уже закончился. Что же делать Ивану? Денис Корчагин дал интересный ответ.
– Мы верим в наших пассажиров, – сказал заместитель директора троллейбусного парка № 3. – Практика показывает, что практически у каждого человека есть с собой 25 рублей, но мы понимаем, что живём в Петербурге, у нас одни из самых отзывчивых пассажиров, поэтому я думаю, что всегда можно будет воспользоваться помощью окружающих.
К слову, нашумевшие турникеты, о которых петербуржцы отозвались резко негативно, в новую систему пока включать не станут. Как пояснил Денис Корчагин, это два совершенно разных проекта, которые связывать не стоит. Тогда в чём же преимущество такой системы оплаты над всеми другими? Представитель «Горэлектротранса» ответил: мол, пора равняться на Европу, где уже давно пользуются такими автоматами.
– Необходимость проекта продиктована временем, уже вся Европа, как вы знаете, оборудовала подвижные составы подобными терминалами, – рассказал Денис Корчагин. – Наша задача – посмотреть, как к проекту отнесутся граждане, а в зависимости от реакции уже думать, что делать дальше.
Стоит один такой компактный терминал (высота его 59 сантиметров, а ширина – 22 сантиметра) вместе с установкой и настройкой программного обеспечения 80 тысяч рублей. Всего в рамках эксперимента таких аппаратов приобрели десять – по одному в каждый троллейбус 8-го маршрута, итого потратили 800 тысяч рублей из городского бюджета. Не исключено, что, если проект признают успешным, переведут на автоматическую систему оплаты проезда и другой транспорт, а от кондукторов постепенно избавятся. Словом, тогда сбудется давняя мечта наших транспорт-ников, которые пару лет назад потратили 135 миллионов рублей на современные, но бесполезные при кондукторах системы электронного контроля оплаты проезда (валидаторы).
А что если проект не признают успешным? Почти миллион рублей из городского бюджета – на ветер? А к валидаторам, которые висят в нашем транспорте, добавится ещё один музейный экспонат – автомат по продаже билетов.
Даже в рамках проведения эксперимента те работники нашего предприятия, кондукторы, которые не задействованы на данном подвижном составе, будут обеспечены работой на других маршрутах нашего парка. Приглянутся ли петербуржцам новые автоматы, станет известно только в начале лета, когда подведут первые итоги. Сейчас же ясно, что, несмотря на все информационные баннеры и специальных помощников в салонах троллейбусов, горожанам придётся постоянно следить за количеством мелочи в своих карманах, разбираться во всех механизмах нового устройства, а ещё и стоять в очереди к новому терминалу.
Денис Корчагин, заместитель директора троллейбусного парка № 3