Как в городе Ы одну кампанию проводили
Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой славного города
Заместитель начальника экологического департамента мэрии города Ы (в департаменте он отвечал за работу с населением) пребывал в радостном возбуждении – ему выпал шанс заявить о себе и серьёзно продвинуться по карьерной лестнице.
На днях мэр, который всегда проявлял особую заботу о городской среде, об экологии, о благоустройстве славного города Ы (да просто хотел, чтобы на улицах было почище, а зелени во дворах – побольше), решил взяться за это дело всерьёз и, помимо прочих поручений прочим департаментам, дал задание разработать специальную программу – с тем чтобы повысить экологическую культуру населения города Ы. Привить людям привычку бросать фантики в урны, не плевать на асфальт, высаживать на балконах, во дворах цветы, мыть окна, не устраивать помойки на обочинах…
На программу были выделены немалые средства. Как освоить столь щедрый бюджет? Как не упустить шанс? Пальцы заместителя начальника департамента приятно дрожали от волнения, но, усевшись за стол в своём кабинете, он взял себя в руки и принялся за дело.
Наперво – и он это давно знал – надо набросать план, концепцию. А для этого под рукой всегда был шаблон – «Концепция программы работы с населением по вопросу…».
Концепция программы
по повышению экологической и благоустроительной культуры жителей города Ы
Целью данной программы является повышение экологической и благоустроительной культуры жителей города Ы, и как результат – улучшение экологической обстановки, инклюзивное благоустройство города Ы.
В достижение данной цели следует работать по следующим основным направлениям:
1. Проведение просветительских мероприятий (лекции, научные семинары, исторические конференции).
2. Проведение уличных мероприятий (митинги, концерты, народные гулянья).
3. Работа с подрастающим поколением (вузы, школы, дошкольные учреждения).
4. Наглядная агитация (плакаты, листовки, сувениры).
5. Создание позитивного образа горожанина, любящего чистоту и природу.
6. Подключение СМИ (пресс-конференции, пресс-туры, распределение грантов)…
Концепция включала в себя ещё дюжину пунктов, а также обоснование, детализацию, резюме и так далее. В целом же самый обычный, стандартный план кампании – ничего особенного. Таких концепций, программ, кампаний за плечами нашего героя было с десяток. Но эта сулила невиданные доселе перспективы и дивиденды.
…Тем временем работа кипела и в других кабинетах мэрии. И вот наступивший через пару месяцев год был торжественно объявлен Годом экологического и благоустроительного процветания города Ы.
***
Дело шло споро. На всех этажах всем было понятно, что инициатива исходит от самого мэра, а поэтому препон никто не чинил, и даже – никакой волокиты. Напротив: каждый старался внести свою лепту, отработать по максимуму – в надежде быть замеченным и отмеченным.
На улицах города тут же расцвели сотни плакатов и рекламных растяжек. Креативные агентства, которые осваивали свою долю бюджета, подошли к делу как подобает: креативно. На одном плакате розовощёкий молодец хватал мускулистой рукой бледно-серого хулигана, который промахнулся окурком мимо урны. На другом – дерево, чем-то похожее на красноармейца, грозно обращалось к прохожим: «Ты записался в садоводы?» На третьем – неприятный молодой человек в сопровождении ветреной спутницы обрывал ветки сирени, а подпись под картинкой гласила: «Сегодня он одарит вас, а завтра город Ы продаст».
В ходе ежевоскресных экологических гуляний, которые отныне надлежало проводить в каждом микрорайоне, всем раздавали зелёные воздушные шарики и фирменные футболки (ручки, кружки, стилизованные под урны пепельницы) с логотипом общегородского экологического проекта. Горы мусора, которые оставались после таких гуляний, по понедельникам убирали снятые с занятий студенты.
Заведующие детских садов и директора школ отправляли в департамент по образованию отчёты о проделанной работе: экологические утренники, пятиминутки любви к природе, благоустроительные переменки, уроки чистоты, конкурсы по метанию бумажек в урны…
А в одном районе по инициативе местной экологической организации был объявлен конкурс на лучшее озеленение балкона. Инициативу дружно подхватили и в остальных районах. Глава одного из них, не желая отставать от конкурента, предложил устроить «экологическое соревнование»: в каком районе будет больше озеленённых балконов – тому переходящее знамя. Работники жилищных организаций стали ходить по квартирам, угрожая отключить газ тем, кто не хочет принимать участие в конкурсе.
Тем временем депутаты Ы-парламента наперебой предлагали запрещающие и карающие законы. Среди внесённых законопроектов всем особо запомнилось (шуму в СМИ было много!) предложение запретить живые новогодние ели.
Законопроект не прошёл. Однако по итогам шумихи устроителям детских новогодних праздников было негласно рекомендовано исключить из репертуара куплет про «срубили нашу ёлочку под самый корешок». А владельцам книжных лавок – изъять из продажи сказку «Волшебник Изумрудного города» (ввиду позитивного образа Железного Дровосека, отражённого в сказке).
Социологические службы каждую неделю отчитывались о повышении экологического самосознания горожан. Так, если в начале года на вопрос «Является ли город Ы экологической столицей страны и самым благоустроенным местом на земле?» утвердительно отвечали лишь 17 процентов горожан, то через три месяца – уже 71 процент респондентов. Начальник социологического департамента поставил перед своими подчинёнными задачу к концу года довести показатель до 97 процентов.
Не отставали и учёные. В частности, сильно прогремела статья директора Института экологии и благоустройства города Ы (конторы, состоящей собственно из директора и его секретарши), в которой он убедительно (со ссылками и цитатами) доказывал, что город Ы был построен вовсе не «на болотах», а посреди пышной тайги. И что основатель города Ы однажды собственноручно высадил 15 тысяч саженцев. И даже подготовил указ о побиении плетьми тех, кто мусорит сверх меры. Но просто не успел его подписать.
Поговаривали, что у автора другой статьи – в которой тот попытался доказать, что не все факты, приведённые директором Института экологии и благоустройства города Ы, соответствуют действительности, – начались проблемы в вузе, где он преподавал. Но тема как-то быстро заглохла.
Так или иначе, автор этот вскоре всплыл в информационном пространстве как лидер «Движения против экологического и благоустроительного процветания города Ы». Движение, как ни странно, стало набирать широкую популярность в узких кругах – несмотря на то что жители города Ы всегда славились врождённой склонностью к чистоте и любовью к природе.
Активисты протестного движения стали придумывать всякие акции, рекрутировать в свои ряды маргиналов с окраин. И если раньше эти маргиналы плевали на асфальт просто так, то теперь – из высоких гражданских побуждений. Высшей же доблестью в этой среде стало нагадить прямо на тротуаре. Тайком. Но лучше – под телекамеры.
Тогда зам (по работе с населением) начальника экологического департамента поднял общественность и помог ей организовать (при помощи тех же маргиналов) «Движение против Движения против экологического и благоустроительного процветания города Ы». Активисты обоих движений регулярно сходились на пустырях стенка на стенку.
СМИ бесновались (одни на гранты, другие – потому что их грантами обошли). До экологического и благоустроительного процветания города Ы было, казалось, уже рукой подать.
***
Всё это время отчёты о проделанной работе пухлыми пачками ложились на стол мэру. И всё бы шло своим чередом и в высшей степени восхитительно, если бы не цепь досадных случайностей…
Однажды мэру взбрело в голову приказать своему водителю свернуть с трассы, по которой тот возил шефа из дома в мэрию и обратно. И, глядя сквозь затемнённое стекло на свой город, мэр вдруг в ужасе обнаружил, что урн вдоль улиц – днём с огнём не сыскать.
Мэр затребовал статистику.
Ему повезло: начальник департамента статистики давно имел зуб на начальника экологического департамента, а после того как тот, зарвавшись на волне эйфории от собственных успехов, обидел его при распределении одного жирного подряда, начальник статистического департамента решил предоставить мэру истинные (секретные) данные, для чего воспользовался добрыми отношениями с начальником секретного департамента, который, в свою очередь, состоял в интимной связи с помощницей заместителя начальника департамента информационной безопасности, давно лелеявшего надежду подсидеть своего шефа.
В общем, оказалось, что от тысяч урн, которые по документам были установлены на тротуарах города Ы, в реальности существует лишь 23 процента. Из них 89 процентов – вдоль трасс, по которым ездил мэр. А что касается саженцев, то выяснилось, что за всё время кампании оных было высажено 87 штук (при смете на 27 354 саженца), из них 77 – под окнами кабинета мэра.
***
Начальник экологического департамента был уволен вместе со всеми своими замами. Полетели и другие головы. В городе стали потихоньку устанавливать урны, сажать деревья… Но жители города Ы ещё долго вздрагивали, когда им говорили о том, что город должен быть чистым и зелёным.
Прим. Все события, персонажи и названия – вымышлены, все совпадения – случайны.
Тимофей Гарик, поэт. Рисунок Ольги Быстровой