Город

Как бороться с «Асфальтом 18+»

12 июля

Юристы говорят, что закон для тех, кто уродует петербургские тротуары, не писан, а власти перекладывают ответственность за это безобразие друг на друга

«НВ» без труда нашло тех, кто это делает. А властям сие не под силу?..


Спрятаться от потоков рекламных сообщений в мегаполисе сложно. Иногда кажется, что единственный выход – заткнуть уши и уставиться в тротуар, но даже здесь – на асфальте – вас поджидают надоедливые объявления. О первом всплеске такой рекламы «НВ» писало ещё три года назад. Тогда чиновники обещали решить проблему, но ситуация не изменилась. «Аренда жилья, открытие новых торговых точек, услуги всевозможных гадалок – чего только не прочитаешь на тротуаре!» – писало «НВ» в августе 2013-го в материале «Беззаконие – прямо под ногами!». Словом, власти уже который год пускают проблему на самотёк, а чёрные рекламщики за это время успели обнаглеть: на асфальте всё чаще появляется реклама, к примеру, наркотических смесей. Не говоря уже о повсеместной рекламе интимных услуг: «Отдых для мужчин», «Девочки», «Массаж и не только». Когда идёшь по таким надписям, беспокоишься и об облике Петербурга, и о том, как ребёнку объяснить, что это такое, если спросит.

Среди объявлений можно легко встретить и телефоны самих фирм, которые промышляют созданием такой рекламы. Мы решили позвонить в одну из них. Мужчина на том конце провода, выслушав мою легенду про желание разрекламировать собственную кондитерскую, первым делом доброжелательно поздравил с открытием бизнеса. И перешёл к делу.

– Да что вам этот А4? – убеждает меня продавец. – На таком формате можно разместить разве что какую-нибудь никудышную стрелочку. Чаще всего берут А2 или, ещё лучше, А1, там есть где развернуться!

Вместе считаем и получаем: 150 двухцветных «рекламных зарисовок» вымышленной кондитерской на формате А2 (это чуть больше, чем страница «НВ») в разных районах города обойдутся мне в
20 850 рублей. Хозяин конторы тут же скидывает цену до 20 тысяч. Цена по меркам рекламного бизнеса в Петербурге – сущие копейки! Продержатся объявления, по заверению продавца, не меньше двух месяцев, а некоторые смогут уродовать городские тротуары и до года.

– А написать могу всё что угодно? – любопытствую я.

– Абсолютно. Единственное – попрошу вас без мата и без политики.

Авторам рекламы на асфальте, по словам моего нового бизнес-партнёра, приходится несладко: они часто встречаются с сотрудниками полиции, иногда и в отделениях бывают. Вот только обвинить их ни в чём толком не могут.

– Сегодня нет ни одного закона, который напрямую запрещает такую рекламу. Я даже не знаю ни одного суда по делу о рекламе на асфальте, – хвастается собеседник. – Это всё равно что обвинять ребёнка за рисунки мелками. А если сотрудники полиции придут с претензиями к вам, то вы без труда можете спихнуть всё на происки конкурентов, которые вас якобы таким образом подставляют.


Найти тех, кто уродует петербургские тротуары, проще простого (их телефоны тоже намалёваны под нашими ногами) – корреспонденты «НВ» так и сделали...

 


Странно: почему этот бизнес чувствует себя безнаказанным? А как же незаконная реклама? А реклама противоправных услуг? А нарушение правил благоустройства, наконец?

– По федеральному закону реклама на асфальте рекламой не считается, – говорит юрист Елена Богданова. – Максимум, что грозит нарушителю, – это административный штраф за мелкое хулиганство или порчу имущества. Но для этого нарушителя надо поймать за руку.

Беда и в том, что власти города до сих пор не могут разобраться, кто же должен следить за тем, что рисуют на тротуарах по ночам. Так, в администрации Московского района корреспонденту «НВ» объяснили: акция по очистке асфальта от несанкционированной рекламы, которую в этом районе провели на днях, – это добровольное желание привести тротуары в порядок, но никак не обязанность администрации.

– Все тротуары и улично-дорожные сети находятся в ведении комитета по благоустройству Петербурга, но они занимаются только уборкой территории, – пояснили в администрации района. – Мы взяли работу с рекламой на асфальте на себя, хотя мы тоже не должны этим заниматься. Нам просто хочется, чтобы в нашем районе было красиво, вот и закрасили несколько объявлений. Уж лучше так…

В городском комитете по благоустройству своя правда:

– Мы не боремся с рекламой на асфальте, – рассказала пресс-секретарь ведомства Елена Комарова. – Мы снимаем, к примеру, таблички с несанкционированной рекламой, прикреплённые к ограждениям. А надписи на асфальте закрашиваем только в исключительных случаях, когда там содержится какая-то экстремистская информация или непристойности. У нас нет на это средств, к тому же бороться необходимо с причиной появления такой рекламы, а не с последствиями. Этим должна заниматься полиция.

То есть разговор пошёл по кругу. Как видим, все стараются спихнуть ответственность друг на друга. Но если в скором времени не начать решать проблему рекламы на асфальте, то тротуары Петербурга превратятся в один непристойный рекламный баннер. В некоторых районах это уже произошло.


между тем…

Хоть кто-то начал с этим бороться! Вот только заплатки на тротуарах глаз тоже не радуют...




Организаторы акции, которая в эти дни проводится в Московском районе, считают, что заплатки на асфальте и плитке всё же лучше, чем незаконная реклама, и полагают, что со временем заплатки сотрутся и будут не столь бросаться в глаза

 


Пока городские власти не могут или не хотят повлиять на подобных предпринимателей, жители Петербурга сами стараются избавиться хотя бы от малой части надоедливых надписей. В начале недели в Московском районе стартовала акция по уборке от несанкционированной рекламы, в рамках которой активисты молодёжного совета Московского района, волонтёры и школьники из трудовых отрядов срывали незаконные листовки и закрашивали объявления на асфальте.

– Акция продлится до 13 июля, – рассказал председатель молодёжного совета Московского района Сергей Скороходов. – Администрация района закупила быстросохнущую чёрную краску, которой мы и закрашиваем рекламу. Через неделю такие «чёрные метки» утаптываются и становятся почти незаметными. Для того чтобы избавиться от объявлений на плитке, мы смешиваем две краски: красную и серую. В день старта акции на улицы района вышли около 40 человек, а до конца недели ребята будут работать в группах по два-три человека.

 

Решение проблемы – в креативе?


 

Безразлично пройти мимо объявлений на асфальте не могут и некие креативные жители Петербурга: надписи вроде «Девочки» эти люди переделывают в арт-объекты. На одном из городских тротуаров вместо телефона публичного дома теперь красуется напоминание: «Девочки любят стихи». Может, такой подход и есть решение проблемы?.. Во всяком случае, заказчики и исполнители должны знать: их реклама не работает.

 

тем временем в столице…

В Москве штрафы за рекламу на асфальте уже ввели

В столицу эта напасть пришла раньше, чем в Петербург. И бороться с ней начали раньше. Вот уже год все, кто решил прорекламировать в столице свои товары или услуги на асфальте, должны заплатить штраф. Согласно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях Москвы, принятых Мосгордумой чуть больше года назад, нанесение надписей и изображений на проезжую часть дорог, тротуаров, если надписи и изображения не относятся к их эксплуатации и не наносятся по контракту в рамках госзаказа, караются штрафом от 500 до 2500 рублей. Если в незаконной надписи виновно должностное лицо, то ему грозит штраф от 5 до 7 тысяч рублей. Юридических лиц привлекают к ответственности в виде штрафа в сумме от 7,5 до 15 тысяч рублей. Впрочем, не сказать, чтобы это очень помогало…



Полина Огородникова. Фото Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь