Общество

«Машина в центре – глупая роскошь»

08 февраля

 

Всё больше автомобилистов поддерживают идею вводить в центре города различные ограничения для личного автотранспорта

Многие петербуржцы, имеющие личные автомобили, уже пересели на общественный транспорт, не дожидаясь, пока городские власти выполнят свои обещания по внедрению по всему городу выделенных полос для ОТ, платных парковок в центре. И этот тренд набирает обороты, ведь машин и пробок с каждым месяцем становится всё больше, а драгоценных метров для парковки – всё меньше.

Конечно, далеко не всем работа и повседневные заботы позволяют не использовать автомобиль в будни. Но по крайней мере схему «от дома на машине до метро, а там – в подземку» практикуют очень многие. Ведь если вы живёте в одном конце города, а работаете в противоположной его части, автомобиль едва ли может оказаться быстрее, а главное – надёжнее метро.

Тем временем перехватывающие парковки в городе появляются. Хотя их, конечно, по-прежнему катастрофически не хватает. Но, как известно, спрос рождает предложение. А спрос этот растёт.

– От поездок на работу на автомобиле я отказался в первые же недели после покупки машины, – рассказывает Александр Лопатовский, начинающий автомобилист. – Мне непонятен тот утончённый комфорт, которым так дорожат некоторые автомобилисты, рассказывающие, какое наслаждение и отрешение от суетности толпы они переживают на своих сиденьях с обогревом, обдуваемые кондиционером под звуки радио. В ежедневном режиме эти волшебные минуты медитации в маленьком тонированном раю довольно быстро превращаются в пытку.

При этом напрочь отказываться от машины петербургские автовладельцы, предпочитающие ежедневные поездки на метро, не намерены. И это не вызывает никаких вопросов даже со стороны самых отъявленных противников автомобилизации. В выходные нужно ездить по делам, по магазинам, за город, на дачу в конце концов.

– Не вижу ни одного преимущества автомобиля перед общественным транспортом, – говорит ещё один сторонник ограниченного использования авто Сергей Сапоровский. – Второй вариант и быстрее, и дешевле, и надёжнее. А главное – не надо постоянно испытывать стресс. Тем не менее машина мне нужна: я заядлый дачник, да и вообще в нерабочее время все насущные дела гораздо удобнее делать при наличии авто. К тому же на машине хорошо путешествовать – в ту же Финляндию и не только.

Словом, разногласий между так называемыми пешеходами и автомобилистами становится всё меньше.

– Все мы – и пешеходы, и автомобилисты одновременно, – говорит автомобилист ветеран Аркадий Шалдинов.

Он едва ли не каждые выходные садится в свою «Ниву» и отправляется за город – на рыбалку.

– Иногда и в город на машине выезжаю, – говорит Аркадий Андреевич. – И в центре бываю. Но чтобы каждый день ездить на машине на работу – ни за что! Причём я живу в нескольких трамвайных остановках от метро («Волковская»). И до работы от метро («Выборгская») мне тоже не близко – минут двадцать пешком. Всего на дорогу у меня уходит больше часа в один конец. Если же ехать на машине, то утром на работу можно добраться минут за двадцать – я начинаю работать рано. А вот обратно… И полтора часа, и два бывало, и больше. Так что я выбираю надёжный вариант: трамвай – метро – прогулка.

Похожая история у жителя Пушкина (вот уж, казалось, кому сам транспортный бог велел каждый день пользоваться своей машиной) Владимира Обухова:

– Мне из Пушкина до Лермонтовского проспекта по времени – что на машине, что на электричке, а потом на троллейбусе – одно и то же. Но я предпочитаю электричку. И не потому, что это немного дешевле. Просто если ты садишься за руль, то рабочий день для твоего мозга начинается на час раньше. И на час позже заканчивается. Зачем мне это надо?.. Так что я езжу на машине только на дачу, за грибами. А в город – только если надо что-то перевезти.

То есть проблема, приходят к выводу всё больше петербуржцев, даже не в том, что в городе много машин, а в том, что многие нерационально их используют: ездят в центр или через центр без особой нужды.

– У нас перед офисом вся парковка забита, – описывает характерную для центра Петербурга картину Владимир Павлович. – 25-летние девочки и мальчики готовы стоять в пробках, но личное авто для них, вероятно, вопрос престижа… Не понимаю…

– А у меня сосед по кабинету каждый раз задерживается на работе часа на полтора, – рассказывает Аркадий Андреевич. – Как-то спросил: «Ты чего домой-то не едешь?» А он отвечает: «Жду, когда пробки рассосутся…» Бред какой-то – терять столько времени только ради того, чтобы лишний раз сесть в свою машину! Словом, машина в центре города – это не средство передвижения и даже не роскошь, а просто глупость!

 

«невский бульвар»

 

«Мы не против автомобилистов. Мы – сами автомобилисты»

Сторонники идеи отдать участок Невского проспекта пешеходам, зелени и общественному транспорту (что в конечном счёте избавит центр от пробок) подчёркивают: среди них много автовладельцев и ни о каком разделении горожан по линии «автомобилист – пешеход» речи не идёт. Весь вопрос в том, как увести транспортные потоки из центра, а также в том, как пользоваться личным автомобилем.

Напомним, 6 февраля «НВ» дало старт проекту «Невское время. Невский бульвар?». Инициаторы проекта предлагают городу сделать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки) бульваром: широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения общественного транспорта по краям.

 

Сторонники этой идеи считают, что реконструкция Невского не только возможна, но и необходима. А начать, как полагают опрошенные нами эксперты, следует весной 2016 года – когда, во-первых, на полную мощь заработает Западный скоростной диаметр (что избавит центр города от значительной части транзитных потоков), а во-вторых, будет введена система платных парковок в центральных районах (что существенно сократит маятниковую миграцию – с окраин в центр на работу и обратно).

 

– Ежедневные поездки в город на машине – это просто вредная привычка.

– Чем больше дорог, тем больше появляется машин. В Копенгагене ввели такую практику: как только на дорогах начинают образовываться заторы, они просто убирают еще одну полосу. Да, на какое-то время ситуация становится просто катастрофической, но потом всё нормализуется. Очень многие жители Копенгагена отказались от автомобилей. Что касается меня, то я тоже никогда не езжу в центр города на машине.

– Самое неразумное и неэффективное транспортное решение – это возить людей на машинах. С экономической точки зрения эта мера – самая дорогая. Да и для экологии – вредная.

Ян Гейл, выдающийся датский урбанист, профессор, архитектор, ведущий в мире специалист по дизайну
городской среды, автор концепции «Города для людей»

 

(Записал Максим Кац, Копенгаген, 2012 год)

Анастасия Ложко, Степан Морозов. Рисунок Ольги Быстровой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь