«Мы существуем для удобства жителей»
В гостях у «НВ» – Андрей Радзевич, глава одного из самых проблемных муниципальных округов города МО Юнтолово
Андрей Радзевич – глава округа уже 10 лет, это один из на-иболее опытных хозяйственников Приморского района. «Все проблемы – у нас», – говорит он в шутку и не боится приниматься за их решение. И несмотря на то, что здесь, в округе Юнтолово, намечаются одни из самых скандальных строек города, о которых неоднократно писали СМИ, несмотря на объективно депрессивный округ, удаленный от всех станций метро, жители переизбирают главу и на третий срок, значит, доверяют. О проблемах округа и своем взгляде на дальнейшее его развитие Андрей Радзевич рассказал корреспонденту «НВ».
– Андрей Валентинович, основная сфера вашей деятельности – благоустройство. На него тратится чуть ли не половина бюджета. Насколько вам хватает средств?
– Самое важное и ответственное в нашей деятельности – госполномочия по опеке и попечительству, и прежде всего защита прав детей. Если благоустройство может выполнять и государственная власть, то опека и попечительство – это полностью наша задача. И тем не менее благоустройство для нас остается самой затратной частью бюджета.
Большинство многоэтажных домов у нас не имеют нежилых помещений для открытия там магазинов и прочих объектов соцкультбыта. Свободной территории под новое строительство практически нет. На территории округа нет спортивных сооружений, за исключением частных спортивных клубов. Поэтому наша работа сводится к тому, чтобы помочь жителям ощутить комфорт от того, что они идут по благоустроенным дворам, на которых есть современные, безопасные и удобные спортивные площадки, детское игровое оборудование, построены зоны отдыха для пожилых людей, созданы условия для активного и здорового образа жизни для подростков и молодежи. Но это требует больших затрат, особенно асфальтовые работы и создание современных, отвечающих последним требованиям, объектов благоустройства. Проблема в том, что мы расположены на окраине района. По нашей территории не проходит никаких правительственных трасс, у нас нет больших торговых зон, где наблюдалось бы массовое скопление людей. Поэтому несколько лет по городской программе благоустройства территория МО Юнтолово не финансировалась.
К примеру, в 2008 году, еще до кризиса, на благоустройство Приморского района по городской программе было истрачено около 600 миллионов рублей. На территорию Юнтолово – ничего. И мы асфальтировали и озеленяли, устраивали площадки и ограждения только за бюджетные средства муниципального образования. Поэтому, может быть, объемы работ по благоустройству у нас не поражают своей масштабностью, но качественное комплексное благоустройство внутридворовых территорий мы делаем. Практически все дворы приведены в приличное состояние. Мы существуем для удобства жителей и стараемся, чтобы им было удобно и травмобезопасно ходить по дворам. Потом уже будем доводить их до неземной красоты. Четыре года назад мы практически первыми в городе начали применять полимерное покрытие (цветную резиновую крошку) при строительстве детских и спортивных площадок. Получается красиво и совершенно безопасно. Устанавливаем современное и качественное детское и спортивное оборудование. Кстати, в том же 2008 году мы заняли первое место на городском конкурсе по благоустройству среди муниципалитетов города.
– Удаленность вашего района от станций метро, правительственных трасс сказывается на развитии округа. Как только пересекаешь его границу, кажется, что жизнь замирает. Наверняка поступают жалобы от жителей на то, что в округе не хватает магазинов, аптек…
– Жалобы поступают. Но должен быть серьезный потребительский спрос, тогда появится предприниматель, заинтересованный в организации магазина или аптеки. Администрация Приморского района помогает нам выйти из положения: открывает в поликлиниках аптечные киоски, проводит ярмарки выходного дня, где жители могут купить свежие фермерские продукты. По городской программе строят магазины шаговой доступности.
Вроде хорошее дело. Но как только где-то начинается стройка, сразу возникает активная группа протестующих граждан, которая порой пытается блокировать производство работ, звонит и пишет во все возможные инстанции. Конечно, протестующие не думают о тех, кому тяжело перейти проспект, чтобы сходить за продуктами. Магазины шаговой доступности должны находиться совсем рядом с жилыми домами, и чем их больше, тем лучше. Наша задача – разъяснить и убедить в этом протестующих. Сейчас строится такой магазин на Комендантском проспекте у дома № 34, и, конечно же, сначала были недовольные этим строительством. Но прошло немного времени, страсти улеглись, и люди поняли, что новый магазин не нарушит их покой и территориально находится в нужном месте.
– Еще одна «болевая точка» вашего района – Мартыновский сквер. Как там разрешилась ситуация?
– Там планировалось строительство спорткомплекса «Газпром детям», который должен был занять почти всю территорию Мартыновского сквера. После проведения общественных слушаний, неоднократных выступлений жителей против такого размещения спорткомплекса он «переехал» на другой участок – на улицу Нижнекаменскую, где сейчас ведется его строительство. Еще одна организация предложила построить бассейн, но не на самом пруду Мартыновского сквера, за который и боролись, а в стороне, на участке, не затрагивающем сквер. Думаю, там он никому не помешает и гармонично впишется в существующую инфраструктуру микрорайона.
Вообще, с одной стороны, жители жалуются, что не хватает залов для занятий спортом, нет помещений для нормальной торговли, не хватает социальных объектов. С другой стороны, находятся люди, которые выступают против всего. Именно они – наиболее активные. «Согласным» незачем кричать. И кажется, что весь район против всего. Нет, это только небольшая группа активных граждан. Эта группа тоже неоднородна. Некоторые действительно имеют свою точку зрения. Другим ее навязали. А есть и такие, кому приятно выставить себя борцом… Хочется, чтобы восторжествовал разум, а не эмоции.
– Вы сетуете на отсутствие достаточных финансовых поступлений. А что для вас является основным источником наполнения бюджета?
– Виды и нормативы доходных источников муниципалитетов города ежегодно определяются законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. За 10 лет существования местного самоуправления нашими доходами были и налог на землю, налог с продаж и налог на рекламу, которые существенно наполняли бюджет Юнтолово. Сейчас эти налоги сняты и нашими налоговыми доходами являются: часть налога на упрощенную систему налогообложения, часть налога на вмененный доход, к примеру с автостоянок. То есть все, что касается налогов с «времянок»: шиномонтажей, автостоянок и т. п., а также налог на имущество физических лиц. И тут мы сталкиваемся с проблемами. В связи с развитием района при проведении капитального строительства количество временных строений сокращается, ликвидируются те же автостоянки и шиномонтажные мастерские, ларьки и павильончики и, как следствие, уменьшаются наши доходы. В этом году в связи с перерасчетом налога на имущество физических лиц мы недосчитались еще нескольких миллионов рублей бюджетных средств, в итоге были сокращены некоторые муниципальные программы.
Для повышения доходов необходимо содействовать развитию малого бизнеса, на что у муниципалитетов очень мало возможностей. Мы способны только развивать строительство автостоянок на участках, не предназначенных под капитальное строительство. Это могут быть различные пустыри, широкие разделительные полосы дорог. Понятно, что не всем это нравится, трудно перейти дорогу, нет зеленых насаждений. Но с другой стороны, разгружаются дворы, машины не ставят на газоны, пополняется городской бюджет за счет арендной платы и бюджет муниципалитета от налога на бизнес.
– Но у вас теперь есть административные полномочия по сбору штрафов в области благоустройства и торговли. Разве они не помогут закрыть «дыры» в бюджете?
– Штрафы не спасут бюджет. Для того чтобы взять штраф, надо поймать нарушителя с поличным, найти понятых, взять у нарушителя паспорт, составить протокол. И не дай бог, там какой-нибудь запятой не хватает, тогда в работу его не примут. И хотя мы выполняем эту работу как переданное нам государственное полномочие, доля штрафов в общем объеме доходов бюджета составляет десятые доли процента.
– Территория вашего района считается объективно депрессивной городской территорией. Вы же не виноваты, что в вашем округе нет условий для развития малого бизнеса. Насколько я знаю, в Петербурге действует норматив бюджетной обеспеченности округов. То есть более бедные по сравнению с другими МО должны получать дотации из городского бюджета. Вы их получаете?
– Расходы бюджета рассчитывают по нормативам. Если планируемые доходы меньше нормативных расходов, то МО считается дефицитным. И оно получает дотации из городского бюджета. Из восьми муниципальных округов Приморского района только МО Лисий Нос является дефицитным. В остальных семи доходы превышают нормативные расходы, только величина этого превышения у разных муниципалитетов разная, от нескольких процентов до нескольких десятков процентов, и поэтому возможности в решении вопросов местного значения разные.
– То есть, несмотря на непростую финансовую ситуацию в округе, вы не напрягаете бюджет города, а выживаете самостоятельно. И это достойно уважения. Значит, вам, чтобы выжить, необходимы новые масштабные проекты. Вот строительство нового зоопарка – масштабный проект. Однако общественность возмущается. Что вы думаете по этому поводу?
– Строительство зоопарка предполагается в так называемой буферной зоне заказника, которая не имеет статуса охраняемой территории. Сам заказник находится далеко за речкой в МО Лахта – Ольгино, а буферная зона представляет собой болото и торфяники. Почти каждое лето, за редким исключением, эти торфяники горят, окутывая дымом более половины Приморского района. Тушить их очень сложно, машинам не проехать, пожарные рукава не размотать, до мест возгорания очень трудно добраться. Наш муниципалитет всегда принимал посильное участие в ликвидации этих пожаров. Это и патрулирование территории для ограничения туда доступа отдыхающих, так как порой их «отдых» является причиной возгорания, и участие в штабах по ликвидации пожаров, и обеспечение питьевой водой и пропитанием пожарных расчетов.
Я считаю, что для сохранения Юнтоловского заказника между ним и жилой застройкой должна быть настоящая буферная зона, и планируемый здесь зоопарк может и должен стать такой зоной. И если сейчас не построить здесь зоопарк, то рано или поздно на этом месте будет жилая застройка. И вот тогда действительно ничего хорошего в том, что вплотную к заказнику будут примыкать жилые дома, не будет. Кроме того, в новый современный зоопарк переведут животных из центра города, где они будут чувствовать себя вольготно в вольерах. Их будут изучать, лечить, разводить. Это настоящая забота о природе и о братьях наших меньших. И еще, строительство нового зоопарка, во-первых, даст толчок развитию округа, во-вторых, создаст новые рабочие места, в-третьих, поможет содержать эту непростую территорию.
– А что делать с огромным количеством граждан, которые против не только зоопарка, но и Западного скоростного диаметра? Их немало: 12 тысяч человек. Это целое сообщество под названием «Сохраним Юнтолово». Как-то вы общаетесь с ними, чтобы снизить психологическую нагрузку в округе?
– Движение «Сохраним Юнтолово» – это сильная организация. Их можно и нужно уважать за их позицию, за отстаивание своей точки зрения. Но я считаю, что нельзя так однобоко подходить к этой проблеме. Очевидно, что в районе – транспортный коллапс, и если не построить здесь развязки, не построить Западный скоростной диаметр, тогда мы просто погубим район. Уже сейчас из него не выехать, сплошные пробки, а ведь массовая жилая застройка продолжается. К примеру, «Юбилейный квартал» на Комендатском проспекте активно заселяется. Идет застройка новых кварталов на Богатырском проспекте, растут дома на проспекте Маршала Новикова и других площадках.
К более чем 500 тысячам жителей района в ближайшие год-два прибавится еще несколько десятков тысяч человек. Возрастет и без того огромное количество машин, а как выбираться из района, из города? Лучше сделать современную транспортную развязку с выездом из района, чем держать на улицах часовые пробки, убивая холостыми выхлопами и заказник, и буферную зону и нанося вред здоровью людей. Западный скоростной диаметр разгрузит район. По-моему, это оптимальный вариант и для жителей, и для природы, и для решения обостряющейся транспортной проблемы.
Конечно, есть в рассуждениях тех, кто против, и здравые ноты. Безусловно, необходимо следовать высотному регламенту, учитывать пути миграции птиц, создавать дополнительные разрывы в рекреационной зоне. Но полностью выступать против всего, что делается в районе, неразумно.
– Каковы сроки строительства ЗСД?
– Они постоянно переносятся. В этом году должно быть начато строительство участка ЗСД от виадука на Планерной улице до Богатырского проспекта. Запланированы развязки в районе пересечения улиц Савушкина, Планерной и Приморского проспекта. Подготовительная работа по разведению транспортных потоков в стадии завершения. Но не так все просто. Проект грандиозный, сложный и будет выполняться очередями. Если раньше там должны были быть подземные туннели, то сейчас планируется построить эстакады. Всего будет три уровня развязки. Но строить их еще не начали. Место под второй виадук уже зарезервировано.
– В связи с обширной стройкой в округе, а тем более планами по строительству зоопарка, новая станция метро, очевидно, необходима…
– Нужно, чтобы округ ожил. Новая станция планируется на пересечении Комендантского и Шуваловского проспектов. Конечно, она разгрузит дорожную обстановку. Без метро создать комфортные условия для проживания невозможно.
(Окончание и другие материалы о МО Юнтолово читайте в ближайших номерах «НВ».)