Общество

Онегин едет на… бульвар

18 февраля

 

В окружении деревьев по просторам Невского гуляли Пушкин и Бальзак. И только в последние двадцать лет главная улица Петербурга утратила свою величественность и превратилась в забитую машинами автостраду

Напомним, 6 февраля мы запустили проект «Невское время. Невский – бульвар?», который дал старт обсуждению идеи реконструировать часть Невского проспекта (от Мойки до Фонтанки): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно – для общественного транспорта и местных жителей) по краям. Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить его атмосферу. Начать реконструкцию предлагается в 2016 году, когда на полную мощь заработают Западный скоростной диаметр и система платных парковок. Эту концепцию уже поддержали в городском комитете по транспорту и многие известные петербуржцы.

Что же касается противников, то один из их тезисов звучит приблизительно так: реализация проекта превратит «величественный проспект в провинциальный бульвар», нарушит «невскую першпективу» и вообще «станет преступлением против исторической правды Петербурга». Что ж – разберёмся в этом вопросе, обратившись к истории.


Задуманная Петром как просторная магистраль, Невская перспектива очень скоро стала любимым местом променада жителей имперской столицы и оставалась таковой на протяжении долгих десятилетий. Пока её не оккупировали автомобили…

Один из тезисов противников проекта «Невский бульвар» (см. материал под рубрикой «Напомним») звучит приблизительно так: реализация этого проекта превратит «величественный проспект в провинциальный бульвар», нарушит «невскую першпективу» и вообще «станет преступлением против исторической правды Петербурга».

Что ж, подобные аргументы можно понять: многие из «историков» впервые побывали на Невском, когда проспект уже был забит автомобилями, и другого Невского они не знают. Но даже люди постарше не вполне понимают истинное предназначение Невского проспекта. Попробуем разобраться в этом вопросе.

 

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе…

 

Исследователи давно обратили внимание на эти строки из бессмертного романа Александра Сергеевича и пытались выяснить, на какой именно бульвар ехал столичный щёголь Евгений. И пришли к выводу, что «бульвар» этот мы сейчас называем… Невским проспектом.

Юрий Лотман в своих комментариях к роману пишет:

«Невский проспект в Петербурге до весны 1820 года был засажен посередине аллеей лип и в бытовой речи именовался бульваром. Около двух часов дня он был местом утренней прогулки людей «хорошего общества».

Напомним, что события романа начинаются именно в 1820 году.

Вообще, изначально Невская першпектива представляла из себя просеку в лесу. Дело в том, что Пётр, проектируя свою столицу, не собирался делать Невский её центральной магистралью: центром города царь видел Васильевский остров, а улица от Адмиралтейства нужна ему была в чисто практических целях – как дорога для доставки грузов на верфь.

Но уже в дневниковой записи от 23 июня (4 июля) 1721 года камер-юнкера в свите герцога Карла-Фридриха Голштейн-Готторпского читаем:

«Около шести вечера прибыли мы благополучно в Петербург, который со времени моего отъезда оттуда так изменился, что я вовсе не узнал его. С самого начала мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем, и по справедливости названную проспектом, потому что конца её почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то что деревья, посаженные по обеим её сторонам в три или четыре ряда, ещё невелики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат, и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».

Уже к 1723 году на Невском установили фонари, рядом с ними – скамейки для отдыха. По обочинам вырыли канавы для осушения и вдоль них посадили по четыре ряда берёз. То есть уже в то время Невский представлял собой широкий красивый бульвар.

Что же происходило на Невском дальше?

В 1780-е годы деревья на обочинах, которые мешали застройке, спилили. Тем не менее Оноре де Бальзак, посетивший Петербург в 1832 году, писал:

«Архитектурное убранство Невского местами может оспаривать пальму первенства у наших бульваров».

То есть, получается, французский писатель видел Невский как широкий и красивый бульвар?..

Дело в том, что в начале XIX века бульвар был возрождён. Как пишет историк Феликс Лурье, «по желанию Павла I от Мойки до Фонтанки посреди Невского разбили бульвар».

«Тенистый Невский бульвар (часть Невского проспекта) во времена молодости Пушкина ещё оставался излюбленным местом прогуливающихся пешеходов, – писал Владимир Набоков в своём комментарии к «Евгению Онегину». – Он состоял из нескольких рядов анемичных лип и тянулся по середине Невского проспекта от Мойки на восток-юго-восток к Фонтанке. В 1820 году, примерно тогда, когда Пушкина выслали из города на семь лет, большинство деревьев срубили, оставив всего пятьсот, дабы усовершенствовать – в эпоху Совершенства – широкий и торжественный размах проспекта».

«Всего» пятьсот деревьев… То есть и после 1820 года часть Невского оставалась по сути бульваром, по которому гулял и Пушкин, и тот же Бальзак.

«Чем ближе к двум часам, тем уменьшается число гувернёров, педагогов и детей: они наконец вытесняются нежными их родителями, идущими под руку с своими пёстрыми, разноцветными, слабонервными подругами», – напишет Николай Гоголь в своём «Невском проспекте», законченном в 1834 году.

Однако, как указывает Владимир Набоков, «к концу века Невский «бульвар» был так прочно забыт, что пушкинисты того времени отправляли Евгения на прогулку не на Невский, а на Адмиралтейский бульвар (сразу за Невским на северо-запад)».

Невский менялся и на протяжении всех последующих лет. В 1839 году участок от Адмиралтейства до Литейного проспекта осветили газовые фонари. От Знаменской площади вдоль проспекта в 1843 году началось регулярное движение омнибусов, а в 1863 году по Невскому была пущена конка. Уже в советское время, в 1936 году, проспект замостили асфальтом и пустили по нему троллейбусы.

Так что за три столетия существования главная магистраль северной столицы менялась постоянно и часто кардинально. Но всё это время Невский оставался просторным и величественным. И только в последние годы – в годы автомобильного бума – Невский утратил эту свою историческую сущность, превратившись в суетливую, гремящую автостраду. От простора не осталось и следа. Сегодня здесь тесно и автомобилям, и в первую очередь – людям.

– После войны Невский был местом, где люди отдыхали душой: они приходили сюда погулять, пообщаться. Помню, гуляли до часу ночи… – вспоминает народный артист РФ Георгий Штиль. – Сегодня такого, к сожалению, нет – все едут, бегут с невероятной скоростью, и как будто бы стало меньше радости… Было бы неплохо превратить Невский в бульвар, украсить его, например, липами.

Впрочем, всё это вовсе не означает, что следует перекраивать облик Невского по старым образцам. Но Невский в его нынешнем виде – это и есть нарушение той самой «исторической правды», за которую борются неравнодушные горожане. Как сторонники проекта «Невский бульвар», так и его противники.

«Невский не застыл, он меняется постоянно и будет меняться, этот процесс не остановить», – писал Феликс Лурье.

Возразить против этого трудно. Но главное должно оставаться неизменным: Невский – это просторная, уходящая в даль широкая улица, по которой ходит немногочисленный транспорт, не спеша фланируют горожане. Невский должен быть чистым сердцем Петербурга, а не клоакой взбаламученной колёсами транспорта грязи и газов, разрушающих старинные фасады и лёгкие людей. Пора вернуть Невскому его исторический простор. Как? Проекты могут быть самыми разными. Невский бульвар – один из них.


XVIII век (середина века)



XIX век (1814 год)


XX век (1931 год)


XX век (1973 год)


XXI век... (2014 год)

 



напомним

Невский должен измениться в 2016 году

Напомним, 6 февраля 2014 года мы запустили проект «Невское время. Невский – бульвар?». Этот проект дал старт широкому общественному обсуждению идеи реконструировать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно – для общественного транспорта и местных жителей) по краям.

Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить атмосферу исторического центра, сделать Невский проспект лучшей улицей Европы, вернуть ему величие и простор. Начать реконструкцию Невского предлагается в 2016 году, когда на полную мощь заработает Западный скоростной диаметр и будет внедрена система платных парковок в центре города.
Эту концепцию уже поддержали в городском комитете по транспорту и многие известные петербуржцы.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно