Город

Опережая инфляцию. И разгоняя её...

30 октября

 

 

Чем обосновано очередное резкое повышение транспортных тарифов в Петербурге

На этой неделе стало известно, что цены на проезд в общественном транспорте Петербурга с Нового года вырастут на 3 рубля. Поездка в метро, таким образом, с 

1 января будет стоить 31 рубль. Трёхрублёвое подорожание стало для петербуржцев неожиданным – поначалу говорилось, что проезд подорожает максимум на 2 рубля.

Однако сказывается, по всей видимости, экономическая ситуация… Во всяком случае, именно об этом говорил вчера депутатам городского парламента Георгий Полтавченко:

– Мы с вами, уважаемые депутаты, в своё время приняли решение не повышать цены на проезд. Сегодняшняя ситуация в экономике, к сожалению, больше не даёт нам такой возможности.

Более того, уже запланировано и дальнейшее повышение стоимости жетона: до 33 рублей в 2016 году, до 35 – в 2017-м.

Что ж, экономическая ситуация нынче действительно не ахти. И, по большому счёту, нынешнее увеличение транспортных тарифов можно было бы понять. Но метро с завидной регулярностью дорожало в Петербурге и все предыдущие, так называемые тучные годы.

В начале нынешнего года глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин разводил руками:

– Никуда не денешься, всё дорожает – и метро в том числе… – заявлял он в интервью «НВ». – Мне кажется, что причины, по которым тариф должен всё-таки расти, объективны. Резкого скачка допускать нельзя, но повышение неминуемо хотя бы для того, чтобы не отстать от темпов инфляции.

В самом деле – всё дорожает. Да только мы посчитали и выяснили: рост стоимости поездки на метро уже который год идёт со значительным опережением уровня упомянутой господином Гарюгиным инфляции. То есть дорожает, конечно, всё. Но метро – почему-то особенно. Посмотрите на график: если бы цены на проезд в подземке росли в соответствии с уровнем инфляции, то поездка сегодня стоила бы менее 19 рублей.

При этом в том же интервью Владимир Гарюгин в очередной раз рассказал, что метро тут вроде как и ни при чём:

– Тариф определяет город, и метрополитен к нему не имеет никакого отношения. Мы можем только представить чиновникам своё обоснование стоимости перевозок с расчётами, а дальше решают уже они.

Отметим, что мы неслучайно вынуждены цитировать январское интервью. Потому что по части медийной недоступности господин Гарюгин может дать фору иным крупным федеральным чиновникам и топ-бизнесменам, не говоря уже о звёздах культуры и спорта.

Причём эта недоступность – стабильна. Так, автор этих строк ещё в начале нулевых настойчиво пыталась выйти на главного метрополитеновца Петербурга. Тщетно…

А сколько раз уже в последние годы мы пытались разобраться, например, в том же «товарообороте жетонов в природе». Посылали запросы, просили объяснить, как ведётся контроль за немалыми средствами… Бесполезно. Свято хранит метро свои подземные тайны.

Но вернёмся к ценам. У нас, всякий раз объясняя повышение транспортных тарифов, кивают на Москву: там, мол, видали, какие цены здоровущие! Да, разовая поездка в столице совсем недавно стала стоить 40 рублей. Но система скидок в московской подземке такова, что регулярное использование метро там даже сейчас (до грядущего повышения тарифа в Петербурге) дешевле, чем у нас. Не говоря уже о том, насколько развита сеть Московского метрополитена в сравнении с питерским.

Любопытно также сравнить и другие метрополитеновские показатели Петербурга и Москвы, а также других городов России, где есть метро.

Ну а возвращаясь к экономической ситуации, заметим: растущие транспортные тарифы не столько следуют за инфляцией – и даже не просто опережают её, – сколько разгоняют эту самую инфляцию, являясь одним из инфляционных локомотивов.


Никуда не денешься, всё дорожает – и метро в том числе… Мне кажется, что причины, по которым тариф должен всё-таки расти, объективны. Резкого скачка допускать нельзя, но повышение неминуемо хотя бы для того, чтобы не отстать от темпов инфляции.

Владимир Гарюгин



Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1