Общество

По карманам как по Невскому

26 января

 

Корреспондент «НВ» взяла мастер-класс у опытного вора и провела собственное расследование, в ходе которого выяснила о карманниках все и вышла на вариант решения этой проблемы

 

Невский проспект. Здесь, среди великолепных дворцов, фешенебельных отелей и магазинов, среди сверкающих вывесок ресторанов и кафе, можно почувствовать себя будто в трущобах Бомбея или Чикаго 1930-х годов. На Невском круглый год орудуют воровские шайки всех мастей. Они не только могут обчистить карманы, но и готовы пойти на откровенный грабеж. Где самые излюбленные места карманников, какие уловки они используют, почему неуязвимы для полиции – чтобы выяснить все это, «НВ» провело специальное расследование.

 

16.30

– Когда я показываю вот так, ты должна подтолкнуть клиента, чтобы мне было удобно. Если делаю так – значит, кошелек уже у меня. А этот знак означает, что мусора рядом…

Мы с Итальянцем сидим на заднем сиденье машины, и он подробно меня инструктирует. Он будет «покупать», то есть воровать. А я буду у него «на прополе»: говоря по-русски – стану подручным.

Мой партнер и учитель, согласившийся провести для меня «мастер-класс», – опытный карманник из плеяды старых мастеров. Он уже и сам сбился со счета, сколько раз «топтал зону»: не то двенадцать, не то четырнадцать. Помнит лишь, что отсидел в общей сложности 26 лет – ровно половину своей жизни. А прозвище свое получил за то, что во время одной из отсидок от нечего делать выучил итальянский.

– Пошли! – командует мой «гуру» и выходит из машины.

17.35

Мы порознь идем на Невский на автобусную остановку между Пушкинской и Марата. Но тут Итальянцу что-то не нравится. Переходим дорогу и присоединяемся к внушительной толпе на остановке возле «Стокманна». Но и это место вору не по душе. Итальянец решительно шагает прочь.

– Там занято, – тихо произносит он, поравнявшись со мной, когда мы отошли подальше. – Вон видишь тех, в джинсах?

Действительно, вот двое молодых людей с южной внешностью. Сканируют взглядом проходящих мимо. Они стоят неподвижно, сигареты в их руках давно погасли. Если бы не Итальянец, я ни за что не обратила бы на них внимания. А ведь здесь, как позже выяснится, орудует довольно крупная шайка…

18.00

Мы тем временем идем по Невскому, как и ранее, на некотором расстоянии друг от друга. Густая, серая вечерняя мгла постепенно превращается в черную, блеклые огни фонарей становятся ярче. Вечерний час пик заполняет проспект людьми. 

18.20

На остановке перед Гостиным Двором мы окунаемся в водоворот пассажиров, штурмующих троллейбус. Итальянец приглядел хорошо одетую даму, которая, самозабвенно ругаясь с кем-то по телефону, протискивается в 22-й маршрут. Как только набитый до предела троллейбус трогается с места, я по команде Итальянца подталкиваю даму под руку, на сгибе которой висит ее сумка, и одновременно закрываю ей обзор. В это время вор может спокойно делать свое дело. Ведь пассажирка, увлеченная разговором, решит, что вся эта толкотня вполне естественна.

Воровской прием прост и надежен. Урок я усвоила, и на ближайшей остановке можно выходить. 

Но не тут-то было! Итальянец дает условный знак, означающий что добыча у меня в сумке. Машинально сую в нее руку и нащупываю посторонний предмет. Прямоугольный, кожаный. Это чужой кошелек!

 

На меня наваливается паника. Мы договорились, что Итальянец просто покажет мне воровские приемы и уловки, но о реальной краже речи не было! «Если сейчас меня примут мусора…» – думаю я и понимаю, что даже соображать начала на «фене».

Кстати, если меня в самом деле «примут», то нужно будет сказать, что я воровала сама, а про Итальянца – ни слова. И дело тут вовсе не в благородстве. А в том, что кража кошелька – преступление, по нашим законам, не столь значительное – сажать наверняка не станут. А попасться вдвоем – другое дело. Это называется «преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору» и карается довольно сурово.

Тем временем троллейбус едет, чужой кошелек лежит в моей сумке, а Итальянец невозмутимо глядит в окошко. Что делать? Бросить кошелек на пол? Извинившись, вернуть его хозяйке? Одна безумная мысль сменяет другую… Наконец Итальянец опять подает мне тот же знак – чтобы я отвлекла даму. Я действую неуклюже: дама наверняка запомнит меня и сможет описать мою внешность, если кошелек к ней не вернется. Но мой учитель действует так ловко, что я даже не замечаю, как он забирает кошелек и отправляет его обратно в сумочку ничего не замечающей хозяйки. 

Как только открываются двери, я вываливаюсь из троллейбуса, немилосердно расталкивая людей.

– Больно ты нервная. Работаешь грубо, как бизон в прерии. С таким напарником одна дорога – в Магадан, – иронизирует Итальянец.

Я помалкиваю. В конце концов, он выполнил свое обещание – показал мне воровской прием, причем в деле.

18.35

Итальянец галантно берет меня под руку, и мы входим в кофейню. Подходим к столу, со всех сторон плотно окруженному компаниями разного возраста и пола. Куртки, пальто, сумочки и рюкзаки висят на спинках стульев. Садимся посреди этого великолепия.

Итальянец изучает меню, которое он держит одной рукой. Вторая вертится где-то вокруг внизу.

– Эспрессо, ристретто, американо, маккиато, капучино, два кошелечка, две мобилы… Вот еще лопатничек… Что тебе взять, дорогая? – спрашивает вор игривым тоном.

Отвечаю ему свирепым взглядом, и мы тихой сапой покидаем кофейню. Все произошло так быстро, что и официанты не успели к нам подойти. Получается, что опытный и ловкий вор, грамотно выбравший место, может разжиться за считаные минуты даже не одним, а несколькими кошельками…

18.40

На остановке возле Казанского собора Итальянец демонстрирует еще один прием. В тот момент, когда толпа устремляется в открытые двери автобуса, нужно незаметно придержать приглянувшуюся сумочку, чтобы хозяйка, влекомая потоком ушла вперед, а сумочка немного «задержалась». Вору достаточно пары секунд, чтобы освободить ее от всего ценного, – владелец сумки заминки не заметит.

19.20

Мы минут сорок без толку катаемся по Невскому, пересаживаясь из одного транспорта в другой, пока Итальянцу не выдается случай сымитировать еще один распространенный воровской прием. На задней площадке автобуса стоит хорошо одетый мужчина. Свой портфель он пристроил на полу, между ног. Это, кстати, распространенное обывательское заблуждение, мол, здесь сумка в безопасности – вор не дотянется. Но на самом деле добыть такой трофей опытному карманнику с хорошим подручным проще простого. Главное условие – чтобы жертва находилась поближе к ступенькам у задней двери. Вор располагается на нижней ступеньке. Задача подручного – толкаться и вертеться так, чтобы клиент встал туда, где нужно. А еще надо загородить жертве обзор и, если потребуется, подвинуть сумку ногой в нужном направлении. Если тот, кто «на прополе», работает грамотно, то вору проще простого дотянуться до сумки.

20.20

Пора заканчивать. Мы направляемся к метро. Эти несколько часов оказались для меня крайне полезны: я поняла, что единственный способ гарантировать свое имущество от кражи – постоянно быть начеку.

– А сейчас смертельный номер, – неожиданно шепчет мне на ухо Итальянец, показывая на трех парней, идущих по Невскому шеренгой.

Парни как парни, вроде бы ничего примечательного. Только приглядевшись как следует, замечаю, что у одного, одетого в короткую куртку, из заднего кармана джинсов топорщится нечто прямоугольное, судя по всему, кошелек. 

Итальянец почти догоняет компанию. Достает из кармана монетку, подбрасывает ее вверх и вперед – и она будто с неба падает прямо под ноги парня в джинсах. Тот наклоняется, поднимает монету и возвращается в исходное положение. Кошелек уже у Итальянца. Троица удаляется, ничего не заметив. 

На этот раз вор сжалился надо мной и припустил за парнями, оглашая весь Невский воплем: «Молодой человек, вы кошелечек обронили!»

20.45

– Баста, рагацци! Комедья э финита! – говорит мой учитель, прислоняясь к стене и закуривая сигарету.

Этот день дался ему нелегко, ведь он уже несколько лет как расстался с ремеслом, которое всю жизнь кормило его. Годы взяли свое: пальчики уже не так проворны и нервишки не те.

Прямо на моих глазах он становится другим человеком, будто стареет лет на десять, теряет стать, в глазах гаснет азартный блеск. Теперь передо мной побитый жизнью пожилой человек, вовсе не тот подтянутый, бодрый, статный джентльмен, каким он был час назад.

Итальянец из той эпохи, когда «карманная тяга» была искусством, а вор был романтиком, который возвращает плачущей женщине только что украденный у нее кошелек, педантично подбрасывает в почтовые ящики нечаянно прихваченные документы, никогда не обижает стариков и больных. Тех, кто сегодня пришел на смену его поколению, Итальянец называет «быдлом» и «отморозками». Ведь они берут не искусством и ловкостью, а грубостью и силой, не гнушаются откровенным разбоем.

 

 

расследование

Все держат язык за зубами

 

Более двух месяцев ежедневных наблюдений, свидетельства десятков очевидцев и жертв, мнения специалистов – все это потребовалось, чтобы выяснить, кто и как промышляет на главной магистрали Петербурга.

Кражи на Невском – явление во многом сезонное. Летом, когда центр города заполняется туристами, для карманников начинается горячая страда. В это время жулики слетаются в Петербург со всей России и даже из-за ее пределов. Прошлым летом, например, питерским сыщикам пришлось иметь дело с бандой высококлассных воров-бурятов. Здесь же промышляют воры из Архангельска и Приморья, Поволжья и Северного Кавказа, Грузии и Средней Азии. Банды «гастролеров» приезжают на одну-две недели, работают грубо, не гнушаются угрозами и откровенным разбоем Они игнорируют элементарные правила осторожности, не обращая внимания на видеокамеры, на ежедневно работающих в общественном транспорте и других людных местах оперативников. А оказавшись в поле зрения полиции, уезжают восвояси – до  поры до времени. По словам специалистов, летом на Невском орудует столько воров, что им приходится делить между собой территорию, работать по сменам. А если не удалось договориться с конкурентами, можно и полицию на них навести. Но промысел на Невском может принести прибыль, которая заставляет забыть об опасности.

Местные же воры стараются держаться от Невского подальше – их оперативники знают в лицо. Исключение – карманники, работающие на спецслужбы в качестве негласных агентов. За индульгенцию они расплачиваются ценной оперативной информацией, проще говоря, помогают ловить «гастролеров».

Осенью и зимой, когда поток туристов идет на спад, жулики промышляют главным образом в различных кафе. В полиции знают, что практически в каждом работает своя шайка. Но персонал этих заведений не идет на контакт с блюстителями закона. 

– К нам ходили какие-то парни, то ли узбеки, то ли грузины – я не разбираюсь. И у посетителей после них пропадали кошельки, – рассказывает студентка Елена, которая подрабатывала в одном из кафе на Невском. – Я предлагала менеджеру повесить объявление, предупредить посетителей, что их могут обворовать. А она говорит: «Ты что, дура совсем? Кто же к нам будет ходить, если мы напишем, что у нас воруют?» К нам пару раз приходили полицейские, спрашивали про карманников. Но мы сказали, что ничего не видели.

Между тем в одном из заведений, расположенных в районе канала Грибоедова, нам с приятелем, который взялся помочь корреспонденту «НВ» в этом деле, удалось самостоятельно выследить шайку. И даже помешать ворам. На это кафе мы вышли по «наводке» знакомых, которых там обворовали. Выследить воров удалось в первый же вечер. Ими оказались двое молодых (около 25 лет) мужчин, судя по внешности – выходцы с Северного Кавказа. Оба хорошо одеты. Они быстро оценивают обстановку,  выбирают столик рядом с подходящей жертвой, присаживаются за него буквально на минуту и уходят, пока  к ним не подошел официант. Добыча – уже в рюкзаке или сумке, которую воры тут же передают своим подельникам, поджидающим их на улице. Взамен они получают другой, пустой рюкзак и снова идут на промысел. Нам удалось сорвать одну из вылазок воров: обнаружив внимательно наблюдающих за ними людей, они предпочли ретироваться.

Ну а менеджер этого заведения уверила нас в том, что о ворах ей ничего не известно и вообще «администрация кафе не несет ответственности за имущество посетителей».

Держать язык за зубами предпочитают и кондукторы в общественном транспорте, которые регулярно сталкиваются с карманными ворами. Большинство билетеров, к которым мы обратились, наотрез отказались говорить на эту тему. А те, кто все-таки решился на контакт, шли на него только во время стоянок на кольце, когда в салоне нет посторонних.

Елизавета Сергеевна (имя изменено) – кондуктор троллейбуса № 5 –  испытывает панический страх перед жуликами после одного инцидента.

 – Я работала всего три-четыре месяца, была неопытной, – рассказывает она. – Как-то вижу, что рядом с моим креслом трое здоровых мужиков окружили двух девушек-иностранок и шарят по их рюкзачкам. Только хотела крик поднять, как один приставил нож мне прямо в бок и говорит: «Только пикни – кишки выпущу!» А у самого взгляд такой… жуткий… Я после смены рассказала коллегам, а те говорят, мол, обычное дело. Держи язык за зубами – и все будет нормально.

Кондуктор признается: когда в салоне появляются карманники, она просто отходит подальше и старается не смотреть в их сторону.

– Да, стыдно мне! Но что я могу поделать? – кипятится она.

Сергей Сергеевич (имя изменено) – кондуктор автобуса № 22 – знает расписание работы карманников и места, где они садятся в салон. 

– Человек десять я знаю в лицо, – рассказывает он.

– А почему не идете в полицию?

– Я что, на идиота похож? Они их все равно не поймают!

Ирина Александровна (имя изменено) – кондуктор троллейбуса № 5 – думала точно так же. До того дня, когда оперативники скрутили у нее на глазах шайку из трех человек. Да так ловко, что те не успели кошелек выкинуть.

– И представляете, – вспоминает билетерша, – потерпевшая им говорит: с вами не поеду, заявление писать не буду, некогда мне, я в бассейн опаздываю! И понятых не нашлось никого, кроме меня и еще одной дамы…

Примечательно, что кондукторам, на глазах которых обворовывают честных людей, не нужно самим идти в полицию, – сотрудники «карманного» отдела регулярно проводят беседы и с ними, и с водителями общественного транспорта. Но, как с досадой отмечают сыщики, каждый раз им приходится довольствоваться одним и тем же ответом: «Ничего не видели, ничего не знаем».

В городском комитете по транспорту знают о том, что в этом самом транспорте на Невском регулярно происходят карманные кражи. Но выхода из положения чиновники не видят:

– Мы не можем поставить охранника в каждый троллейбус, – говорит пресс-секретарь комитета Дмитрий Игнатьев.

Мы предложили чиновникам другой вариант решения проблемы: если кондукторы боятся предупреждать пассажиров, то это можно сделать по громкой связи. Однако предложение принято не было:

– Зачем тревожить людей? К тому же нельзя никого называть вором без решения суда.

Однако в комитете обещали обдумать идею и вернуться к этому вопросу позднее.

 

 

что делать?

 «Отмазать карманника – проще простого!»

Сказать, что полиция бездействует и закрывает глаза на проблему, было бы, мягко говоря, неверно. Специальный отдел по борьбе с карманниками питерского угрозыска  считается едва ли не лучшим в стране. И безопасности на главной магистрали города полицейские уделяют особое внимание: ежегодно более четверти карманных воров ловят именно на Невском проспекте. Но силы у стражей порядка и жуликов явно неравны. Поэтому очевидно, что следует искать и другие методы решения этой проблемы.

 

Чтобы привлечь карманника к суду, его нужно поймать на месте преступления с кошельком в руках. Это ювелирная работа, требующая массы времени, и очень часто адский труд сыщиков идет прахом.

– Среди моих клиентов есть карманники, – говорит адвокат Юрий Щекастов. – И скажу вам, отмазать их – проще простого. При задержании  оперативники должны соблюсти столько формальностей, что сделать все по букве закона просто нереально. А мне достаточно придраться к любому пустяку, чтобы развалить дело. К тому же у нас постоянно издается множество постановлений, комментариев к УК и прочих документов, часто противоречащих друг другу. Эта неразбериха на руку ворам, которые знают закон не хуже меня или прокурора. А вообще не думаю, что за кражу кошелька человека стоит  сажать в тюрьму, где его сломают, заразят туберкулезом… И раз уж у вас украли кошелек, то вы им не очень-то и дорожили.

Тем временем один из оперативников, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что может «сделать так, чтобы на Невском не было карманников».

– Мне для этого хватит двух дней. Я похватаю их и запру у себя на даче. И больше воровать никто не будет. Но меня за это посадят самого. А другого способа взять и всех их пересажать у нас нет. Мы в прошлом году одного гаврика четыре раза ловили, – рассказывает опер, нервно стряхивая сигарету мимо пепельницы.  – Брали честь по чести, с кошелечком, приводили к судье… А тот его опускал под честное слово! А мы за ним опять бегаем. Только уже другой группой, потому что тех он уже в лицо знает. И так четыре раза, пока его не посадили-таки. А смысл? Через полгода выйдет и опять возьмется за старое! 

– Для обуздания этого вида преступности необходима еще и последовательная политика властей, – убежден юрист Владимир Хабарцев.  – Чтобы на Невском не было карманников, не надо ужесточать законы, не надо ставить полицейских через каждые десять метров. Нужно развесить предупреждающие знаки, нужно делать объявления в транспорте, нужно обязать отели и кафе, чтобы они информировали туристов и посетителей. А те заведения, где регулярно происходят кражи, надо штрафовать. А еще лучше – лишать лицензии.  Тогда они этих карманников на порог не пустят.

В том, что самые элементарные предупреждения могут помочь, убедилась Дарья Рылова, руководитель фирмы, организующей прием и размещение иностранных делегаций.

– У нас каждый год гостей по двадцать обворовывали, – рассказывает она. – Тогда мы решили составить памятку безопасности. Обратились в ГУВД с просьбой помочь ее написать. А нам ответили, дескать, ваша инициатива – сами и пишите. В итоге мы заказали эту памятку в юридической фирме. И прошлым летом у нас обворовали только одного человека. И то потому, что напился.

– Лет десять назад в центре Таллина тоже было опасно, – рассказывает Андрей Вишневский, владелец нескольких небольших отелей в разных странах. – Пока городские власти не расставили видеокамеры и предупреждающие знаки. Года за два ситуация изменилась. И Париж, например, не перестает быть Парижем от того, что там власти честно предупреждают туристов. И народу в Париж от этого меньше ездить не стало. Это просто ханжество наших властей, которые не хотят решать проблему!

Валерия Брагинская
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1