Мнения и комментарии

Учимся на опыте столицы. Часть II

19 августа

«НВ» продолжает серию публикаций координатора общественного движения «Красивый Петербург», посвящённых проблемам городской среды.

Вернувшись из Москвы, я делюсь своими впечатлениями и мыслями о том, как меняется столица и какой её опыт было бы неплохо перенять Санкт-Петербургу, а какой перенимать не стоит. В прошлый раз речь, напомню, шла о транспортной доступности аэропорта и устройстве жизни на окраинах, а сегодня поговорим о том, что хорошего происходит в центре Москвы.

Начнём с предыстории. Пару лет назад столичное правительство начало сотрудничать с датским архитектурным бюро GehlArchitects, компанией знаменитого Яна Гейла (гуру мировой урбанистики, за плечами которого проекты трансформации множества мегаполисов в города, удобные для жизни людей). Одним из ключевых элементов концепции Гейла – концепции «Города для людей» – является организация общественных пространств и пешеходных зон в центре. Именно эту меру по результатам анализа положения дел в столице датское бюро и предложило для Москвы. И, на удивление, мэрия не отправила проект под сукно, поблагодарив авторов, а принялась за реализацию программы. Начиная с 2012 года в столице появились десятки пешеходных зон, и их число продолжает расти. Улицы, которые десятилетиями стояли в мёртвых пробках с припаркованными в два ряда автомобилями, преображаются на глазах: появляются цветники, скамейки, уличные фонари, узкие асфальтовые тротуары меняют на качественную гранитную плитку во всю ширину уличного пространства…

В это трудно поверить: автомобильная до мозга костей Москва с её вечными пробками и дефицитом парковочных мест, а тут как гром среди ясного неба – пешеходные зоны. И это вместо расширения проезжей части, легализации парковки на тротуарах, строительства подземных переходов и прочих типичных российских мер «борьбы» с пробками.

В сочетании с платными парковками в центре Москвы эти меры привели к тому, что количество людей, которые без нужды используют личный автотранспорт в центре, значительно сократилось. Те же, кто не готов пересесть на общественный транспорт, перестроились на новые маршруты – в объезд.

Но какие изменения произошли на центральных улицах? Ведь мало просто убрать автомобили и зашить всё в гранит…

Район Столешникова переулка, Большой Дмитровки, Кузнецкого моста. Среда, одиннадцатый час вечера. Казалось бы, вся уличная жизнь должна замереть. Но я увидел полные москвичей и туристов пешеходные улицы, вереницы веранд летних кафе, декоративное озеленение, уличных музыкантов… И, несмотря на скопление людей, уши здесь отдыхают от привычного городского звукового фона, сотканного из рёва моторов и визгов клаксонов.

А теперь перенесёмся в центр Петербурга. Исключительные архитектурные ансамбли, европейская продуманная планировка сетки улиц и – море автомобилей (как ползущих в пробках, так и припаркованных где попало). А пешеходных зон – на пальцах одной руки пересчитать. Да и их потенциал не используется даже на треть.

Взять Малую Конюшенную. Она годами простаивала пустой, без каких бы то ни было точек притяжения вроде кафе или мелкой торговли. Неудивительно, что в какой-то момент она была захвачена под незаконную парковку. И всё это под предлогом отсутствия гуляющих. Но откуда им было взяться?

И только в этом году пешеходную часть всё же расчистили от автомобилей, а развернувшаяся на Малой Конюшенной уличная выставка «Лето в городе» со стилизованными скамейками и регулярными событиями смогла привлечь на улицу значительные потоки людей.

Но даже такие примеры не могут убедить чиновников повернуться лицом к людям, а не к автомобилям. Движение «Красивый Петербург» ещё в мае прошлого года провело исследование, доказавшее необходимость превращения участка Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба в пешеходную зону. И тогда ряд чиновников и уполномоченных организаций одобрили идею. Но вот спустя год Анатолий Мишанов, врио главы КТРИ (сейчас он возвращён на должность заместителя главы комитета), пытается убедить горожан, что 80 машин, стоящих в парадном входе на Дворцовую площадь, важнее 45 тысяч людей, которые ежедневно посещают это место.

Но я верю, что и у нас (как и в Москве) грядут положительные перемены. Вот только горожанам стоит активнее высказывать своё отношение ко всему происходящему в городе. Благо сегодня для этого есть простые средства – от электронной приёмной на сайте любого ведомства до общественного сайта «КрасивыйПетербург.рф».



Cтив Каддинс, координатор движения «Красивый Петербург», магистрант программы передовой урбанистики «Дизайн городских экосистем»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь