Мифы и правда о «Невском бульваре» - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мифы и правда о «Невском бульваре»

Чего на самом деле добиваются петербуржцы, которые говорят о «пешеходном Невском», и почему эта красивая инициатива встречает такое ожесточённое сопротивление

Эта компьютерная модель проекта «Невский бульвар выходного дня» разработана волонтёрами движения «Красивый Петербург»

 

На прошлой неделе информационное пространство Петербурга снова шумело о «пешеходном Невском». Поводом к тому послужило совещание под руководством вице-губернатора Игоря Албина, на котором, помимо прочего, говорили о создании пешеходных зон в центре города (по этому поводу выступил координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс), и последовавшее за этим официальное, но вместе с тем пространное сообщение на сайте Смольного. Как это обычно на информационном поле и бывает, толком вникнуть в суть вопроса никто из шумевших не удосужился. Одни просто в очередной раз поговорили о том, что, мол, в принципе хорошо было бы избавить центр от засилья машин, другие в ответ по привычке покричали своё «Не позволим!».

Но что же в действительности нынче стоит на повестке? Что предлагается? Какова история вопроса?

Итак, на сегодня актуальное предложение по проекту «Невский бульвар выходного дня» таково…

Во-первых, сразу отметим, что речь идёт только о выходных и только о лете.

Следующий вопрос: как это может выглядеть? По большому счёту – так, как на картинке: из восьми полос две (по краям) предлагается отдать транспорту, остальные шесть (в центре) – пешеходам. По краям пешеходной зоны – велодорожки. В середине – вазоны с деревьями, скамейки…

Единственное, чего не хватает на картинке, – это наполнение пешеходной зоны. Ведь она должна стать для людей центром притяжения (иначе – бессмысленно). Здесь возможно появление открытых кафе, мелкой торговли, уличных музыкантов, художников… Словом, организация бульварного пространства по примеру барселонской Рамблы. С той только разницей, что всё это наполнение будет не перманентным, а временным: в субботу утром развернулись, в воскресенье вечером свернулись. И так всё лето.

Кто всё-таки будет ездить по Невскому бульвару выходного дня? Помимо велосипедов – общественный транспорт, автомобили местных жителей, коммерческий транспорт. Важный нюанс: ограничение скорости – 30 километров в час.

Кроме того, надо уточнить, что на весь Невский никто не покушается. Ввиду того что машины не столько ездят по Невскому, сколько его пересекают, необходимо оставить автомобилям эту возможность. Поэтому ограничения коснутся как максимум участка от Фонтанки до Большой Морской (как минимум – от Садовой до Мойки). Причём если проект затронет Садовую улицу, то движение по ней ограничено не будет (пешеходный Невский разобьётся на две части).

Концептуально реализация проекта «Невский бульвар выходного дня» должна стать первым шагом на пути к изменению облика Невского проспекта. По сути, речь идёт о тестовом режиме. Работа в таком режиме позволит чиновникам проанализировать дорожную обстановку, водителям – привыкнуть к тому, что Невский стоит объезжать, всем горожанам – что центр города может и должен быть другим.

Впрочем, если говорить о перспективах, то необходимо дождаться, во-первых, введения платной парковки на значительной части исторического центра (эта программа, увы, забуксовала) и, во-вторых, окончания строительства ЗСД (намеченный срок – 2016 год). Ведь платные парковки в значительной мере избавят центр от так называемой маятниковой миграции (от машин, на которых ездят в центр на работу и обратно), а ЗСД ослабит транзитные потоки в центре. В частности, во многом решит проблему транспортной доступности Васильевского острова.

Но так или иначе (и лучше раньше, чем позже) Невский проспект в частности и исторический центр Петербурга в целом, как убеждены сторонники проекта, необходимо приводить в чувства. Ведь сегодня всё это великолепие, по сути, принадлежит машинам.

 

история вопроса

Таким видят будущее проспекта инициаторы проекта «Невский бульвар»

 



Июль 2013 года.
На Невском проспекте идут ремонтные работы. Проспект перекрывают по частям. Люди с удовольствием гуляют по проезжей части. Движение «Красивый Петербург» проводит исследование и выдвигает идею перекрывать Невский почаще.

Январь 2014 года. В редакцию «НВ» обращаются горожане. Их идея – превратить Невский в бульвар: отдать центральную ось части проспекта (от Мойки до Фонтанки) пешеходам и деревьям, оставив по краям полосы для общественного транспорта и автомобилей местных жителей.

Февраль 2014 года. В редакции «НВ» проходит совещание с участием координаторов движения «Красивый Петербург». Общественники в целом выступают за «пешеходизацию» проспекта, однако полагают, что Невский бульвар – это слишком радикальное решение. И склоняются к тому, что достаточно расширить тротуары. Тем не менее по итогам совещания «НВ» при поддержке «Красивого Петербурга» запускает проект «Невский бульвар», который открывает широкую общественную дискуссию об изменении облика Невского проспекта.

Июнь 2014 года. «Красивый Петербург» обращается в Смольный с проектом «Пешеходный Невский выходного дня». Предлагается каждые выходные в летний период перекрывать участок Невского.

Июль 2014 года. Переговоры активистов со Смольным упираются в то, что чиновники не готовы пускать общественный транспорт в обход Невского. Тогда в дело вступает проект «Невский бульвар», и проект «Пешеходный Невский выходного дня» обретает нынешние очертания: «Невский бульвар выходного дня». Ожидается, что в тестовом режиме он будет запущен уже в августе, а на регулярной основе – летом 2015 года. Однако в августе ничего не происходит.

Май 2015 года. 14 мая на совещании под руководством Игоря Албина «Красивый Петербург» представляет концепцию пешеходных зон в центре Петербурга. Один из пунктов – «Невский бульвар выходного дня». Вице-губернатор даёт поручение проработать этот вопрос.

 

20 мая на сайте Смольного появляется сообщение, в котором, в частности, говорится: «Рассмотрение инициативы общественного движения «Красивый Петербург» будет продолжено. С результатами ознакомят общественность».

 

общество и власть

 

Такое ощущение, что горожан просто не слышат...

Умение нашего чиновника заволокитить любую дельную инициативу вызывает восхищение. Радует только то, что ещё большее восхищение вызывает упорство неравнодушных граждан, их любовь к своему городу.

Когда волонтёры из «Красивого Петербурга» предложили отдавать Невский по выходным пешеходам, в Смольном их похлопали по плечу и, конечно же, поддержали: мы, дескать, всеми руками «за», да только вот… что делать с общественным транспортом? Это же надо объездные маршруты разрабатывать и так далее…

Что ж, вопрос уместный, аргумент благородный, возразить нечего: общественный транспорт – безусловный приоритет и для тех, кто ратует за «пешеходный Петербург».

В «Красивом Петербурге» сориентировались быстро: общественный транспорт на «пешеходном Невском» останется – по краям.

Казалось бы, какие ещё могут быть возражения? Засучил рукава – и вперёд! Но не таков наш чиновник…

Сначала он под предлогом решения всевозможных вопросов (это ж, дескать, с кондачка не решается – надо всё продумать, проанализировать, просчитать), как улитка, забирается в свою раковину. Какие он там решает вопросы – одному чиновничьему богу известно. Но сидеть в своей раковине он будет до тех пор, пока его оттуда силком не вытащишь.

Проходит месяц, полгода, без малого год… И вот в эту раковину опять постучали: ау, как там наш проект, который вы так горячо поддерживаете?

Никакой работы за все эти месяцы проделано, разумеется, не было. Но отвечать что-то надо. И вот опять по новой: мы, конечно, целиком и всецело, но…

 

Какие же проблемы наш чиновник вытаскивает из своего волшебного цилиндра на этот раз? Обратимся к официальному сайту Смольного.

Цитата № 1

«К вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину обратились представители общественного движения «Красивый Петербург» с инициативой создания пешеходного участка на Невском проспекте. Аналогичные инициативы петербургские общественники выдвигали и ранее, однако исполнительные органы власти города пока не откликнулись на эти идеи, прежде всего потому, что Невский проспект является одной из основных магистралей общегородского значения…»

Кто бы сомневался, что «Невский проспект является одной из основных магистралей»! Но вот вопрос: хорошо ли это? Хорошо ли, что одна из самых красивых улиц Европы отдана автомобилям? Что людям только и остаётся, что, закрыв уши и нос, поскорее с Невского убежать. Речь ведь как раз о том и идёт, чтобы исправить эту ситуацию.

Впрочем, понятно, что вот так сразу её не исправить. Поэтому и предлагается перекрывать Невский лишь частично (так, чтобы не мешать автомобилям пересекать проспект), и только по выходным, и только летом (когда в городе мало машин).

Но что же дальше пишет нам Смольный?

Цитата № 2

«При проведении массовых мероприятий использовать Невский проспект в качестве пешеходной улицы возможно на участке от Садовой улицы до Большой Морской».

Так, отлично. Можно было бы, конечно, и от Фонтанки, но – уже что-то. Дальше?

Цитата № 3

«При проведении менее масштабных культурных и праздничных мероприятий в качестве пешеходной зоны целесообразно использовать территорию площади Островского и Манежной площади».

Вот тебе и раз!.. При чём тут площадь Островского? Вам о Невском проспекте толкуют! Но нет – на площади, видите ли, «целесообразнее». Что за слово-то такое? Кто эту целесообразность вывел, какими такими методами? А может, целесообразнее вообще дома сидеть? Или расширить Невский так, чтобы там вовсе тротуаров не осталось?

Но ладно – идём дальше…

Цитата № 4

«Специалисты транспортного планирования предупреждают, что прекращение движения автомобилей по Невскому проспекту потребует изменения схемы организации движения на значительной части улично-дорожной сети».

Спасибо за предупреждение, конечно. Но разве «изменения схемы организации движения» – это не ваша забота?..

Дальше – больше:

Цитата № 5

«Для жителей домов и предприятий, находящихся в зоне ограничения, будут созданы неудобства в связи с невозможностью подъезда автотранспорта».

Такое ощущение, что это разговор с глухим… Авторы проекта сто раз подчеркнули: ограничение не (!) распространяется на автомобили местных жителей и коммерческий транспорт.

…Но что же говорит вице-губернатор? С одной стороны, он «приветствует активность петербургской общественности и желание сделать город красивее и комфортнее», а также даёт «поручения специалистам дать оценку инициативам». С другой – выдаёт что-то вроде предварительного резюме. Итак, читаем:

Цитата № 6

«Наиболее реалистично выглядит идея отдать Невский пешеходам в дни больших праздников и народных гуляний, как это было, например, 9 Мая».

Приехали… Иными словами, всем спасибо, все свободны – всё останется как есть?

 

резюме

Всё, что надо, – политическая воля

Наш чиновник (речь, разумеется, о собирательном образе) может сотню лет хлопать тебя по плечу, поддерживать начинания, рассматривать аспекты… И – у него есть сотня способов ничего не делать.

Значит ли это, что он ничего не может? Нет. При желании (да при помощи волонтёров!) реализовать проект «Невский бульвар выходного дня» – проще простого. Причём реализовать не так, чтобы потом все плевались, а так, чтобы город начал понимать, что он создан для людей, а не для автомобилей.

Но это при желании. И желание это в данном контексте называется «политическая воля». Пока у городского руководства такой политической воли – воли к тому, чтобы изменить нынешний чудовищный вектор развития Петербурга, – увы, не просматривается. 

 

Почему? Может, к властям ещё не пришло осознание, что бесконечное строительство дорог – путь в тупик. А может действует золотое правило чиновников: «Как бы чего не
вышло»…

 

размышления вслух

Невский проспект. Так уж повелось…

Степан Морозов, обозреватель «НВ»

Хочу поговорить об историческом центре. О машинах, о пешеходных зонах… О том, почему ничего у нас в Петербурге с этими зонами не получается. Но для начала – представьте, что вы живёте в коммуналке.

Классическая ленинградская коммуналка: восемь комнат, шесть семей, огромная кухня, совмещённый санузел. И вот ваши соседи повадились… гадить прямо посреди коридора. Ну вот натурально.

– Как же так? – говорите им. – Это ж коридор, а не сортир…

– А что нам прикажете делать? – отвечают. – Санузел-то вечно занят!

– Ну не знаю… Не потерпеть, что ли?..

– А почему это мы должны терпеть?!

– Но это же не дело! Ну давайте, что ли, перепланировку сделаем – разделим санузел на туалет и ванную.

– Ещё чего! Это ж какие деньжищи!

– Ну хорошо… Но можно же хотя бы ведро специальное купить. Пусть в коридоре для таких случаев стоит.

– Не… На ведре сидеть неудобно. И потом, опять же денег стоит. Да и вообще, что ты к нам пристал? Мы – тоже в своём праве. Чай, не тебе одному квартира принадлежит. И права наши, будь любезен, уважай.

– Но ведь в других квартирах нашего дома в коридорах…

– А другие квартиры нам не указ!

Что делать?.. Идёте в жилконтору. Так, мол, и так, говорите: соседи весь коридор загадили… А вам на это:

– Ничего не поделаешь, раз уж так повелось…

…Так уж повелось (с тех пор, как в городе стало много машин), что Невский проспект (цитирую) «является одной из основных магистралей общегородского значения». Про то, что Невский – это такая очень важная магистраль, я уже, признаться, слышать не могу. А о том, что это никуда не годится, – устал говорить. Посему просто воспроизведу «коммунальную» историю, описанную выше:

– Как же так? Это же жемчужина Петербурга, наша гордость. А мы весь Невский, весь центр машинами загадили…

– А что нам прикажете делать?! Как на работу ездить?

– Так вот на метро…

– А почему это мы должны на метро? Там толкотня вечно! Вот пусть сначала нормальный общественный транспорт сделают.

– Да он и так вообще-то вполне нормальный… И КАД есть.

– Да? А как людям с Васьки выбираться, если Невский перекроют?

– Так ведь ЗСД скоро достроят.

– Ещё чего! Это ж какие деньжищи за проезд по ЗСД платить! И потом, ЗСД – не выход. А если человеку надо с площади Восстания на Дворцовую попасть?

– Ну хорошо… Но давайте для начала хотя бы только по выходным Невский пешеходным делать. И только летом, когда людей в городе мало.

– Ещё чего! А как же автобусы? А машины, которые в магазины товары подвозят? А местные жители?!

– Для них оставим по полосе в каждую сторону.

– А если мне надо будет, например, бабушке диван отвезти? А она – в центре живёт. А по будням я работаю… Да и вообще, что ты к нам пристал? Мы, автомобилисты, – тоже в своём праве. Чай, не одним пешеходам город принадлежит. И права наши, будьте любезны, уважайте.

– Но ведь на Западе давно…

– А Запад нам не указ!

Что делать?.. Обращаетесь к властям. Так, мол, и так, говорите: уродуем ведь центр, губим. А вам на это… См. выше.

 

 

// Материалы подготовил Степан Морозов при участии координаторов движения «Красивый Петербург»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте