Невский – бульвар? - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Невский – бульвар?

Петербуржцы предлагают превратить участок Невского проспекта в бульвар, отдав его пешеходам, деревьям и общественному транспорту. «НВ» начинает широкое общественное обсуждение этого проекта

 


Группа инициативных петербуржцев обратилась в редакцию «НВ» с письмом-предложением. Авторы письма предлагают городу сделать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки) бульваром: широкая пешеходная зона для прогулок и отдыха в центре, узкие тротуары и по две полосы движения по краям. Сторонники этой идеи (жители самых разных районов, многие из которых – автомобилисты) считают, что реконструкция Невского не только возможна, но и необходима. Приводим текст их обращения:

Уважаемые петербуржцы! Что бы вы сказали, если бы кто-нибудь предложил оборудовать Дворцовую площадь под парковку? Абсурд? Но ведь это помогло бы решить проблему парковки в центре города! Всё равно абсурд? Но ведь точно такой абсурд мы сегодня имеем на Невском проспекте: одна из самых красивых улиц Европы отдана в полное распоряжение автомобилей...

Все мы так привыкли к тому, что Невский – «транспортная артерия», что нам трудно представить, что может быть иначе. А ведь стоит только захотеть и продумать нюансы – и мы будем иметь в самом центре Петербурга жемчужину, которой позавидуют лучшие города мира. Сегодня же, оказываясь на Невском, человек попадает в гремящий зловонный котёл, в котором варятся тонны железа, а человеку – не протолкнуться. И даже неподражаемые красоты нашего главного проспекта не спасают атмосферу.

Идея сделать исторический центр, и Невский проспект в частности, пешеходной зоной давно витает в воздухе. Но до её реализации по-прежнему далеко. Почему? Быть может, потому, что это было бы слишком радикально?

А что, если сделать Невский – бульваром? То есть оставить по его краям четыре полосы для общественного транспорта, а в центре посадить деревья, оборудовать зону отдыха. При этом вовсе не обязательно изменять облик Невского на всём его протяжении. Возможно, стоит преобразить только участок от Мойки до Фонтанки (или даже до Садовой улицы), то есть самое сердце Петербурга. С одной стороны, этих 1300 метров (или даже 900 метров) – вполне достаточно. С другой – автомобилям останутся столь необходимые для транзита Фонтанка, Литейный проспект и так далее. А общественный транспорт – и вовсе ничуть не пострадает.

Конечно, вопросов к этому проекту может возникнуть немало. Что именно будет на Невском бульваре – какое наполнение, какие деревья? Во сколько это всё обойдётся? Какой транспорт будет ходить по оставшимся полосам? Для каких машин можно сделать исключение? Как перенаправить транспортные потоки?

Словом, вопросов, может быть много. Но все они, убеждены, имеют ответы. Главное – принять принципиальное решение. И, к слову, не только по Невскому проспекту, но и в целом – по развитию города. Иными словами, решить – наш город создан для людей или для автомобилей?

И речь вовсе не идёт о том, чтобы объявить войну автомобилистам. Мы категорически против разделения горожан по линии «автомобилист – пешеход». Ведь все мы бываем и автомобилистами, и пешеходами. Все мы – петербуржцы.

И это нам решать, в каком городе мы хотим и будем жить. Так, может, начнём с Невского проспекта? Сделаем его зелёным праздничным бульваром, лучшим бульваром на Земле! Или нам нравится жить в городе-парковке? Но тогда и предложение сделать парковку из Дворцовой не выглядит абсурдным…

 

мнения

Комитет по транспорту: «Мы – за. Главное – выделенные линии»

Тамара Смирнова, пресс-секретарь комитета по транспорту Петербурга:

– Одна из основных целей как нашего комитета, так и политики всей транспортной отрасли города на сегодня – это создание выделенных полос для общественного транспорта. И если в проекте Невского бульвара будет заложен этот приоритет, то мы поддержим данный проект. Это только улучшит транспортную ситуацию на Невском: сократится интервал движения общественного транспорта, который не будет стоять в пробках.

Известные горожане – за «Невский бульвар»

Валерий Леонов, директор библиотеки Российской академии наук:

– Невский настолько неповторим и уникален, что, когда находишься на этом проспекте, хочется в полной мере насладиться его красотой. Но, к сожалению, сегодня атмосфера Невского никак не располагает к спокойным вдумчивым прогулкам. Ещё в 1960-е годы я, будучи студентом Института культуры, прошёл целый курс истории города – мы ходили по центру Петербурга с преподавателями, которые рассказывали нам удивительные истории. Так что если Невский станет бульваром, это будет прекрасно способствовать культурному обогащению горожан! А уж какую-то его часть безусловно имеет смысл сделать пешеходной – скажем, до Аничкова дворца. А дальше – пусть ходит транспорт. Да, не всем понравится. Но тот, кто любит наш город, понимает его ценность, сможет открыть для себя неожиданные стороны его истории.

Даже самый беглый опрос авторитетных, известных петербуржцев показывает: большинство из них поддерживают инициативу отдать часть Невского пешеходам. За это уже высказались актёры Сергей Мигицко, Георгий Штиль, Леонид Мозговой, Юрий Гальцев (худрук Театра эстрады им. Аркадия Райкина), композиторы Сергей Баневич, Виктор Плешак, художник Дмитрий Шагин, поэт Илья Резник, шоумен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев, худрук Театра «Буфф» Исаак Штокбант, гендиректор Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы Валентин Эльбек, директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай и многие другие.

 

(Подробности – в ближайших номерах «НВ»)

 

Журналисты «НВ» обратились к специалистам и, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что реализация этого проекта вполне может начаться уже через два, а завершиться – через три-четыре года.


Таким Невский видят инициаторы проекта




А так Невский выглядит сейчас

 

Итак, авторы письма предлагают вот такой (см. рисунки) проект реконструкции участка Невского проспекта от Мойки до Фонтанки. Средняя ширина Невского на этом участке – порядка 40 метров. Сейчас львиную долю этого пространства занимает транспорт, главным образом – личные авто. Пешеходы же довольствуются тем, что осталось.

В прошлом году фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» совместно с движением «Красивый Петербург» провёл масштабное исследование пешеходной инфраструктуры Невского проспекта. Исследование показало:

«На всём протяжении проспекта десятки тысяч человек каждый день сталкиваются с шумом, загазованностью, недостаточной шириной тротуаров (особенно летом, когда на тротуарах появляются веранды ресторанов и кафе), практически полным отсутствием зелени, скамеек, мест для отдыха. В результате Невский проспект используется пешеходами преимущественно лишь в качестве транзитной улицы. В то же время проспект обладает большим потенциалом для улучшения пешеходной инфраструктуры за счёт перераспределения функционального назначения частей улицы в пользу пешеходов».

Словом, расширение тротуаров Невского – тема назревшая. Однако на сей раз мы имеем дело с идеей не просто расширить тротуары, а развернуть ситуацию на 180 градусов: 

– В центре Невского, – говорит один из авторов письма автомобилист Аркадий Миронов, – мы предлагаем оборудовать просторную (более 20 метров) пешеходную зону (деревья, скамейки, кафе, небольшие фонтаны и так далее). Между узкими тротуарами по краям и пешеходной зоной в центре – по две полосы для транспорта.

Возникает вопрос: какой транспорт будет ходить по этим полосам? Здесь мнения инициаторов проекта расходятся. Некоторые считают, что никаких ограничений вводить не стоит (мол, если кому-то захочется ползти в пробках – пусть ползёт). Однако развитие сети общественного транспорта – утверждённый городской приоритет. И поэтому большинство сторонников проекта «Невский бульвар» убеждены: выделенная полоса для общественного транспорта – это обязательно. Но тогда что останется автомобилям?

– Автомобилям придётся покинуть этот участок Невского, – говорит другой сторонник проекта предприниматель (и тоже, к слову, автомобилист) Сергей Васильев. – Ведь если оставить хотя бы одну полосу для личного автотранспорта, то нет сомнений, что эта полоса будет постоянно забита под завязку (у нас есть категория автомобилистов, которые готовы часами стоять в пробках). Но тогда проект во многом теряет смысл: зелёная пешеходная зона в окружении гудящего и газующего потока машин – то ещё удовольствие.

Что ж, далее встаёт вопрос: какой именно общественный транспорт можно пустить по Невскому? И здесь мнения расходятся. Одни говорят о трамваях. Вторые – о том, чтобы просто оставить троллейбусы. Третьи – что и немногочисленные автобусы, а также такси большого вреда зелёной зоне тоже не нанесут. Четвёртые допускают вариант, при котором на Невский бульвар будут допущены автомобилисты, живущие или работающие на Невском. Пятые – предлагают ввести плату (и очень высокую) для тех, кому позарез нужно проехать по всему Невскому насквозь.

Словом, транспорт на Невском бульваре – это тема для отдельного разговора, к которой мы ещё вернёмся. Но пока отложим в сторону детали и попытаемся ответить на ключевые вопросы.

Как реализация проекта скажется на дорожной обстановке в городе?

Как минимизировать проблемы автомобилистов, которые привыкли пользоваться Невским?

Не будет ли проблем с озеленением проспекта? (Ведь всем известно, как плохо приживаются деревья у Гостиного Двора.)

Каково мнение специалистов, горожан?


за и против

Против и сомневаются – менее 30 процентов

Конечно, для того, чтобы узнать мнение петербуржцев относительно проекта «Невский бульвар», необходимы серьёзные социологические исследования. Не претендуя на роль учёных, мы тем не менее попытались нарисовать хотя бы приблизительную «социологическую» картину, опросив сотрудников редакции «НВ» и наше ближайшее окружение (всего – более 100 человек).

Главное: более 70 процентов – за Невский бульвар (причём среди сторонников идеи очень много автомобилистов, которые сами давно устали от загруженного центра).

Среди оставшихся 30 процентов против – менее 10 процентов (это, как правило, люди, которые ездят по Невскому на личных авто хотя бы раз в месяц).

Наконец, 20 процентов – это сомневающиеся. Грубо говоря, позиция таких горожан такова: «Я по Невскому на машине не езжу, но боюсь, что это сильно осложнит дорожную обстановку».

При этом стоит заметить, что первая реакция на вопрос: «Вы бы хотели, чтобы Невский стал бульваром?» – это зачастую либо безусловная поддержка, либо некая оторопь (дескать, это нереально!). Однако когда речь заходит о подробностях (ограничений для общественного транспорта не будет; речь идёт лишь об участке Невского; автомобилисты по-прежнему смогут пересекать проспект и так далее), то лёгкий шок быстро проходит.


Впрочем, вопросы всё равно остаются. И в первую очередь, конечно, транспортные.Авторы проекта, не будучи специалистами в транспортных вопросах, видят ситуацию так:

 


 

Ситуация на дорогах Петербурга, надеются простые горожане, авторы письма, ухудшится незначительно. Ведь на Невском, по их логике, при всей загруженности проспекта не так уж много машин (в масштабах всего города и даже одного только исторического центра).

Иными словами, транспортная масса, которая сейчас оккупирует Невский, растворится в городе как капля в море (ну или в стакане воды). А если ещё и дать автомобилистам альтернативу, например закатать в асфальт не прижившийся в городе Обводный канал (такая идея уже рассматривалась на самом высоком уровне), то никаких проблем и вовсе 
не будет.

Однако что думают по этому поводу другие автомобилисты и специалисты?



прямая речь

«Невский нуждается в реконструкции»

Андрей Костюченко, специалист Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института градостроительного проектирования (ЗАО «Петербургский НИПИград»):

– Конечно, идея Невского бульвара нуждается в серьёзной научной оценке – любой подобный проект должен быть хорошо продуман и максимально обоснован. Но как бы то ни было, Невский в любом случае нуждается в реконструкции с внесением изменений в его планировку. Речь может идти в том числе и о сужении проезжей части в пользу пешеходов, велосипедистов, озеленения.

«Тогда нам нужен транспортный обход»

Семён Авдеенко, заместитель руководителя петербургской общественной организации автомобилистов «4 колеса»:

– Идея превратить Невский проспект в бульвар? Это может произойти, но только в очень отдалённом будущем. Вот, предположим, Невский избавили от автомобилей. Куда же они денутся? Невский – это сегодня, по сути, единственная сквозная магистраль, соединяющая через центр Васильевский остров и Петроградскую сторону с правобережной частью и югом города. У неё нет равнозначного дублёра. Конечно, можно попасть из одного конца Петербурга в другой и не въезжая в центр. И в некоторых случаях так даже удобнее. Но удобнее лишь по той причине, что часть потока всё-таки едет через центр. В общем, пока в Петербурге не построили транспортный обход центра, говорить о бульваре на Невском проспекте преждевременно.


«Перекрыть! И не только Невский»

Андрей Чепакин, автомобилист, руководитель фотослужбы «НВ»:

– Всецело поддерживаю идею сделать Невский бульваром. Да и не только Невский, а большую часть центра следует отдать пешеходам и общественному транспорту. Считаю, что в центре города можно спокойно обойтись без машины. Сам я живу на окраине и каждое утро, каждый вечер наблюдаю тысячи машин, которые безнадёжно простаивают в заторах, чтобы просто выехать из микрорайона или вернуться в него. Не легче ли припарковаться у метро и воспользоваться подземкой? Конечно, надо строить больше перехватывающих парковок. Но сути дела это не меняет: есть ведь и наземный общественный транспорт. Да и даже пройтись 20 минут до метро – и быстрее, и полезнее.


«Реконструкция Невского должна начаться в 2016 году»

Красимир Врански, Стив Каддинс, координаторы движения «Красивый Петербург»:

– Запрос на «пешеходизацию» Невского давно назрел в обществе. Все помнят, как летом прошлого года, во время дорожного ремонта, разные участки Невского по выходным поочерёдно становились пешеходными. Мы проанализировали впечатления людей от пешеходного Невского (которыми они в те дни делились в соцсетях) – все были в восторге. А проведённый нами опрос показал, что 80 процентов горожан – за то, чтобы регулярно (по выходным в летний период) перекрывать Невский проспект и целиком отдавать его пешеходам.

К сожалению, из-за отсутствия транспортного дублёра мы пока не можем полностью закрыть Невский для частных автомобилей. А вот когда в 2016 году на полную мощь заработает Западный скоростной диаметр, «пешеходизация» Невского (пусть даже не полная) станет реальной – ЗСД снимет с центра города немалую автомобильную нагрузку. Это подтверждает и транспортная наука, которую мы активно изучаем, и мнения авторитетных специалистов, с которыми мы общались.

Кроме того, в том же 2016 году планируется введение системы платных парковок в центре. Это позволит не только в значительной степени упорядочить хаотичную стоянку машин на улицах, но и сократить так называемую маятниковую миграцию автомобилей (из периферийных районов в центр на работу и обратно).

Таким образом, сейчас самое время задуматься о том, как качественно улучшить пешеходную инфраструктуру Невского проспекта именно в 2016 году, когда значительные транспортные потоки с главной улицы города уйдут и мы сможем безболезненно отдать больше пространства людям, а не автомобилям.

важно!

Как это скажется на дорожной обстановке?

Итак, судя по всему, перекрытие даже части Невского проспекта всё же может привести к транспортному коллапсу на некоторых улицах центра и Васильевского острова. Поэтому проект Невского бульвара нуждается в некой компенсации. И такой компенсацией может стать Западный скоростной диаметр, который должен заработать на полную мощь уже в марте 2016

 

Как это выглядит сейчас

Сейчас некоторые автомобилисты (которые теоретически могли бы регулярно выезжать в центр города), зная о сложной дорожной обстановке, предпочитают или оставлять машины в гаражах, или искать объездные пути (дальние, но относительно свободные трассы)



Что будет, когда откроется ЗСД

Если сначала запустить ЗСД, а потом посмотреть, что из этого получится, то с открытием ЗСД часть транспортного потока уйдёт из центра, освободив его. Но тогда те автомобилисты, которые оставляли свои машины в гаражах или искали объезды, ринутся в город. То есть обстановка на дорогах центра не изменится.



Если открыть ЗСД одновременно с ограничениями на Невском

А вот если реконструкция начнётся одновременно с открытием ЗСД, то автомобилисты получат ту самую компенсацию (пусть и не бесплатно: сейчас въезд на Южный участок ЗСД стоит 30 рублей) за ограничения в центре. То есть часть Невского станет бульваром, а дорожная обстановка ни вокруг Невского, ни в целом по городу не ухудшится.




 


С выкладками, которые даны на этих схемах-картинках, согласны и специалисты.

– Для того чтобы удовлетворить транспортный спрос в центре города, необходимо весь (!) центр закатать в асфальт. Но даже тогда в полной мере спрос не будет удовлетворён! – говорит один из самых авторитетных российских специалистов в области транспортной инфраструктуры Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор, директор Института транспорта Пермского национального исследовательского политехнического университета. – И здесь возникает риторический вопрос: «А для чего мы вообще дороги строим?..» Уменьшить транспортный спрос можно либо путём сокращения количества пользователей, либо путём сокращения длины транспортных корреспонденций (в том числе переноса центров транспортной корреспонденции), либо путём изменения соотношения между видами используемого транспорта (то есть активнее использовать транспорт общественный).

Иными словами, транспортная обстановка, как это ни странно, в стратегическом аспекте практически не зависит от объёма строительства или, напротив, перекрытия дорог. Стоит напомнить, что город не сразу, но сумел приспособиться даже к реконструкции Дворцового моста. С другой стороны, от пробок город не избавил даже КАД. Этот парадокс лучше всего иллюстрирует афоризм: «Бороться с пробками, расширяя дороги, – всё равно что бороться с ожирением путём расстёгивания ремня».

 

а как у них?

Весь мир к этому уже пришёл

Ситуация на дорогах Петербурга довольно тяжёлая, и всё-таки по части автомобилизации наш город отстаёт от крупнейших городов планеты. К каким же выводам пришли в этих городах?

На сегодня практически во всех цивилизованных мегаполисах действуют меры по ограничению доступа частных автомобилей в центр. Так, в Лондоне в 2003 году в дополнение к платной парковке была введена пошлина на въезд в центр в рабочие дни с 7 до 18 часов. В Вашингтоне действует платная парковка в дневное время по будням, причём оставить машину разрешается не более чем на два часа. Один из самых высоких в мире тарифов на парковку в центре города – в Амстердаме. В Риме ещё в 1994 году была создана зона, в которую в определённые часы полностью запрещён въезд автомобилей, кроме авто местных жителей. Помимо этого в центре итальянской столицы действует система платных парковок. В Сеуле в середине 2000-х запустили программу по пересаживанию жителей на общественный транспорт, которая сопровождалась сокращением количества парковочных мест с введением платы за парковку. В Париже, который разбит на три тарифные зоны, действует дневная платная парковка, на большинстве парковок запрещается оставлять машину дольше чем на два часа (местные жители имеют право на льготный абонемент). Наконец, платные парковки в сочетании с обустройством пешеходных улиц стали появляться и в центре Москвы.

шок

А если дать разыграться фантазии?..

«Нет-нет-нет! – засмеялись инициаторы реконструкции Невского, когда мы показали им этот коллаж-фантазию работы наших дизайнеров. – Конечно, никто не хочет высадить в центре города лес! Всё должно быть скромнее, изящнее. Деревьев – меньше, инфраструктуры для отдыха и общественного транспорта – больше…»

И всё-таки мы решили опубликовать эту картинку – просто для того, чтобы с чего-то начать дискуссию о том, каким должен быть Невский проспект.



озеленение

«С деревьями проблем не будет»

Не раз доводилось слышать, что деревья на Невском не растут чуть не патологически. В качестве доказательства приводят печальную судьбу деревьев, которые никак не могут прижиться у Гостиного Двора. И хотя это расхожее мнение опровергается одним только роскошным сквером у Аничкова дворца, мы всё же решили прояснить это вопрос у специалистов.

– В первую очередь, деревья гибнут из-за соляных и прочих антигололедных смесей, – говорит Иван Серебрицкий, заместитель председателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. – То есть если на Невском не будет агрессивной среды – не будет проблем и с деревьями. Кроме того, когда два года назад мы начали на зиму закрывать молодые деревья вдоль дорог рогожкой, то гибель деревьев уменьшилась на 80 процентов! Такой вот, казалось бы, примитивный способ – а проблема решена.


резюме

Если хотим что-то менять, то времени – в обрез

Что ж, обсудить ещё предстоит много (это и стоимость проекта, и сроки его реализации, и множество различных существенных деталей), но, как видим, воплощение идеи, которая на первый взгляд может показаться сколь красивой, столь и невероятной, при ближайшем рассмотрении оказывается вполне реальным.

Более того, уже сейчас можно говорить о конкретных сроках: работы на Невском могут начаться (и это время – оптимальное) весной 2016 года, когда на полную мощь заработает ЗСД. Кроме того, именно на 2016 год намечено введение системы платных парковок в центре. И если упустить этот момент (весна 2016-го), то центр города очень быстро опять забьётся машинами, а разговоры о «человеческом» облике центра Петербурга в целом и Невского в частности будут отложены в долгий ящик.

Так что время поджимает. Если в результате общественного и профессионального обсуждения этот проект (или любой другой проект принципиальной «пешеходно-транспортной» реконструкции исторического центра) будет одобрен, то городу, прежде чем приступать к работе, потребуется провести ряд мероприятий: тщательно сформулировать задание, определить победителей конкурсов на разработку архитектурной концепции и рабочего проекта, утвердить документы во всевозможных инстанциях, выбрать подрядчиков…

На всё это уйдёт как минимум полтора года.

И поэтому принимать принципиальное решение необходимо уже в этом году. И тогда, начав реконструкцию весной 2016-го, к лету 2017 года или (если возникнут непредвиденные трудности) через год, к 315-летию Петербурга, город получит новый облик спасённого от шума и газов Невского проспекта, а стало быть и всего исторического центра.


Читайте в ближайших номерах «НВ»:

Как отнеслись к идее Невского бульвара известные и авторитетные петербуржцы

Почему всё больше автомобилистов выступают за транспортные ограничения в центре

Как борются с пробками в Европе

 Движение «Красивый Петербург». Горожане, которые не ждут, когда кто-то улучшит жизнь города за них

 Почему забуксовала программа платных парковок

Москва устала от пробок и – становится пешеходной

Как идёт строительство перехватывающих парковок

Мнения специалистов и чиновников Смольного о проекте «Невский бульвар» и других предложениях по транспортной реконструкции исторического центра


Как Володя Машинкин от одной болезни лечился

Мы – за «Невский бульвар»

 

Онегин едет на… бульвар

 

Вице-губернатор Петербурга: «Платные парковки в центре – необходимость»

 

Как в городе Ы одну инициативу обсуждали

 

// Материалы подготовили Андрей Миронов, Софья Прокошева, Анастасия Ложко, Полина Огородникова, Никита Рубцов, Алина Циопа, Наталья Шлёмина
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте