Так что же «раскритиковали петербургские историки»?
Вот уже две недели в Петербурге бурно обсуждают проект «Невское время. Невский – бульвар?». Аргументы сторонников проекта читателям «НВ» хорошо известны. Однако у идеи появились и противники – главным образом в СМИ, которые не стесняются передёргивать факты, а то и откровенно извращать идею, поддержанную «НВ».
Напомним, 6 февраля, опубликовав письмо под заголовком «Невский – бульвар?», мы дали старт широкому общественному обсуждению идеи реконструировать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки или до Садовой): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно для общественного транспорта и местных жителей) по краям. Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить атмосферу исторического центра, вернуть Невскому величие и простор. Начать реконструкцию предлагается в 2016 году, когда на полную мощь заработает ЗСД и будет внедрена система платных парковок в центре. Эту концепцию уже поддержали в городском комитете по транспорту и многие известные петербуржцы.
За реализацию смелой и красивой идеи, в частности, открыто высказались директор библиотеки РАН Валерий Леонов, актёры Сергей Мигицко, Георгий Штиль, Леонид Мозговой, Юрий Гальцев (худрук Театра эстрады им. Аркадия Райкина), композиторы Сергей Баневич, Виктор Плешак, художник Дмитрий Шагин, поэт Илья Резник, шоумен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев, худрук Театра «Буфф» Исаак Штокбант, директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская, директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай и многие другие.
Информацию о проекте тем временем ретранслировали практически все городские (и не только) СМИ. К сожалению, некоторые наши коллеги оказались не вполне добросовестны – и поспешили с оценками, даже не дав себе труда вникнуть в суть того, что предлагается.
Так, на одном интернет-ресурсе на днях появилась статья с громким названием «Историки раскритиковали идею бульвара на Невском», в которой, помимо прочего, приведены высказывания журналиста Льва Лурье и профессора кафедры истории и теории архитектуры Института живописи, скульптуры и архитектуры Владимира Лисовского, «которого корреспондент поймал по пути на работу».
Мы связались с Львом Яковлевичем и Владимиром Григорьевичем, чтобы прояснить их позицию.
– Действительно, на днях мне подсунули какую-то статью (речь идёт о тенденциозной статье, опубликованной на первой полосе одной петербургской газеты. – Прим. «НВ») о том, что какие-то горожане хотят перекрыть Невский и устроить транспортный коллапс в центре города, – рассказал профессор Лисовский.
Понятно, что представленная в таком свете инициатива вызвала у Владимира Лисовского недоумение.
«Если сделать Невский пешеходным, то возникнет коллапс общегородского масштаба, – приводит слова профессора сайт. – Там можно организовать бульвар во французском стиле – с низкой растительностью. Но при нынешних реалиях, транспортных в первую очередь, это невозможно».
Лев Лурье, по интернет-версии, сказал следующее:
«Невский проспект не имеет дублёров. Если его остановить или сузить до двух полос, город встанет. С точки зрения архитектуры бульвар на Невском был бы неплох, но это абсолютно бессмысленная абстракция».
Как мы убедились, Лев Лурье действительно выступает против проекта «Невский бульвар». Но в качестве кого он выступает? В качестве историка? Или как человек, который живёт на Невском и каждый день ездит на автомобиле?..
А что же Владимир Лисовский?
– Я давний и убеждённый сторонник полного запрета движения на личном транспорте в историческом центре города (о границах зоны можно рассуждать) и передачи его функций транспорту общественному, – заявил корреспонденту «НВ» Владимир Григорьевич. – Но при нынешнем строе о таком выходе из ситуации даже мечтать не приходится, и поэтому идея о создании бульвара нереалистична. Теоретически же бульвар возможен в варианте «партера», то есть с низкой растительностью, которая не мешала бы восприятию перспективы.
Таким образом, историк Лурье считает, что «с точки зрения архитектуры бульвар на Невском был бы неплох», а профессор Лисовский – что «создание бульвара возможно в варианте партера».
Что же касается транспортных вопросов… Всё-таки было бы правильнее, если ответы на эти вопросы будут давать специалисты. А специалисты, опираясь на мировой опыт, убеждены: оккупация центральных районов личным автотранспортом – путь в тупик.
– Для того чтобы удовлетворить транспортный спрос в центре города, необходимо весь (!) центр закатать в асфальт. Но даже тогда в полной мере спрос не будет удовлетворён! – говорит один из самых авторитетных российских специалистов в области транспортной инфраструктуры доктор технических наук, профессор Михаил Якимов.
О транспортных аспектах проекта «Невский бульвар» вы можете подробно узнать как из статей, опубликованных в «НВ» («Как Невский бульвар скажется на транспортной обстановке?», «НВ» от 06.02; «Как борются с пробками в Европе и Америке», «НВ» от 13.02), так и из материалов наших коллег (телеканал 100 ТВ, программа «Нужное подчеркнуть» от 15.02; газета «Вечерний Петербург» от 13.02, «Мифы и правда о Невском бульваре»; «Радио Балтика», программа «Окно в город» от 07.02).
Концепцию «Невского бульвара» уже поддержали в городском комитете по транспорту. Со дня на день мы ждём ответа на наш запрос, отправленный в комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ).